СОШ инновационного типа № 34

В Павлодарской области, начиная с 1991 года, ведутся работы по построению новой стратегический анализ состояния и прогнозирование тенденций изменения значимой внешней среды школы; образовательной практики.  Одной из самых значимых  площадок поискового типа является школа инновационного типа №34 (директор – Сипий Юрий Иванович, заместитель директора по инновационной деятельности – Савченко Татьяна Алексеевна).

В школе  организована опытно–экспериментальная деятельность по освоению инновационной управленческой деятельности, определены функции управления развитием школы и инновационными процессами:

  • стратегический анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, требований общества к школе;
  • мониторинг изменений в социальном окружении школы, образовательной политике, территориальной образовательной системе;
  • системный анализ и оценка достижений школы, образовательного процесса, имеющегося у школы передового опыта, конкурентных преимуществ;
  • системный проблемно ориентированный анализ состояния и тенденций изменения школьной системы в свете нового социального заказа;
  • организация ценностного самоопределения школьного сообщества, ориентации в системе ценностей;
  • организация выработки новой системы ценностей школьного сообщества;
  • инициирование «кризисов компетентности» в школьном сообществе, стимулирование инновационной мотивации поведения;
  • организация выработки новой миссии школы;
  • организация разработки образов (моделей) выпускников школы;
  • организация разработки нормативов качества образования в школе;
  • планирование, организация, руководство и контроль разработки целевой программы развития школы;
  • организация разработки концепции будущего состояния школы;
  • организация разработки стратегии перехода к новому состоянию школы;
  • выработка курса инновационной образовательной политики школы;
  • организация проектирования основных направлений обновления школы и достигаемых рубежей по каждому направлению;
  • планирование инновационной деятельности в школе;
  • планирование, организация, руководство и контроль реализации целевой программы развития школы;
  • планирование, организация, руководство и контроль исследовательских работ в школе;
  • организация разработки нового учебного плана школы;
  • организация поиска образовательных и иных новшеств за пределами школы;
  • организация разработки нового программно-методического обеспечения;
  • экспертиза нового программно-методического обеспечения;
  • разработка нормативных требований к организации отдельных инновационных проектов;
  • организация подразделений и служб, занимающихся инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной работой;
  • координация отдельных инновационных проектов;
  • инициирование и курирование отдельных инновационных проектов;
  • организация разработки нормативной документации, обеспечивающей инновационную деятельность в школе;
  • организация изучения и обобщения опыта инновационной деятельности в школе;
  • организация установления и использования внешних связей в интересах развития инновационных процессов в школе;
  • руководство инновационной деятельностью в школе;
  • стимулирование участия педагогов, школьников, родителей в развитии школы;
  • организация профилактики и преодоления сопротивления нововведениям;
  • организация ресурсного обеспечения инновационных процессов;
  • анализ и оценка эффективности инновационной деятельности;
  • проектирование обновленной образовательной среды школы;
  • поддержка процессов интеграции в школьном сообществе и т.д.

Тема инновационного педагогического опыта — «Инновационный  опыт управления построением  новой образовательной практики в школе». Определена структура управления:

Преимущества линейной  организационной структуры:

  • четкая система взаимных связей;
  • быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
  • согласованность действий исполнителей;
  • оперативность в принятии решений;
  • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями:

Инновационная деятельность в школе осуществляется в соответствии с концепцией построения новой образовательной практики, разработанной Мкртчяном М.А.. В основе разворачивания инновационной деятельности лежит представление о программно организованной деятельности, о деятельности управленческой команды. В школе разворачиваются процессы по проектированию деятельности и её реализации, а также обслуживающие процессы: исследования и образования, которые невозможно реализовать без включения в эти процессы всего педагогического коллектива. Методологические изменения определяются новыми подходами к построению будущего, нового образа организации жизни, новых образовательных систем. Процесс обучения рассматривается как процесс воспроизводства и усвоения общественно — исторического опыта, существующего в форме различных видов деятельностей, который предполагает эффективное включение каждого ребёнка в образовательный процесс и тогда очень остро ставится вопрос о создании со-бытийного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Эти и другие идеи лежат в основе построения новой образовательной практики. В этом случае в сферу «интересов» управленцев попадают вопросы системного характера: смена классно – урочной системы, разработка нового содержания, методов и средств образования, подготовка и переподготовка педагогических кадров и т.д. Решить эти вопросы невозможно без определенных управленческих умений, связанных с постановкой общей цели, способами удержания цели, способами реализации цели, определением новых управленческих задач. Деятельность в таком процессе рассматривается как социальная структура, имеющая определенные закономерности становления, функционирования и развития. В школе практика программирования рассматривается как особый тип мышления, как процесс определенного типа, в состав которого входят: анализ ситуации, тематизация, целеполагание, постановка и решение задач, проблематизация. Программирование и проектирование деятельности используется для реализации различных изменений в школе. Программный подход характеризуется: направленностью, обеспечивающей участие всех педагогов в управлении качеством педагогического процесса; направленностью, обеспечивающей включение каждого педагога для выработки коллективных решений, согласование позиций при обсуждении программы действий.

С целью выявления проблем и поиска их решений все учителя включены в процессы сбора информации, глубокого анализа деятельности, прогнозирования конечного результата и на этой основе в формах коллективной мыследеятельности составляется проект предстоящей деятельности, который затем реализуется в программно организованной деятельности.
Инновационная деятельность осуществляется на нескольких уровнях: на методологическом – разработаны Концепция школы и Программа развития, концепция внутришкольного управления, модель субъектно–субъектных отношений и т. д. Методологические изменения определяются новыми подходами к построению будущего, нового образа организации жизни, новых образовательных систем.
На институционном уровне основные усилия направляются на организационно–структурные преобразования – в школе появились новые структурные организованности: разновозрастная группа, Университет непрерывного образования учителей, органы самоуправления, кооперация учителей, объединения родителей и общественности и т.д. Это и статусное изменение – школа становится областной экспериментальной площадкой по различным направлениям.

Опытно-экспериментальная деятельность

Тема эксперимента: «Апробация модели начального и основного образования в условиях перехода системы среднего общего образования к 12-летнему обучению» (6-й год).
Начало эксперимента: 1 сентября 2004 г.
Обучение детей с 6-летнего возраста осуществляется в соответствии с планом перехода на 12-летнее обучение, разработанным в республике. Реализация целей и задач 12-летнего среднего общего образования предполагает создание благоприятных условий и возможностей для всестороннего развития личности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Задачи эксперимента:

  • осуществить опытную проверку нового содержания образования в начальной и основной ступеней (4 ,5,6 классы);
  • обеспечить раннее изучение английского языка, ОИВТ;
  • продолжить работу по внедрению здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий, позволяющих реализовать исследовательский подход в обучении и увеличить долю самостоятельной работы школьников;
  • обеспечить условия для формирования рефлексивной деятельности учителей и учащихся;
  • продолжить работу по формированию аналитической и исследовательской культуры учителей, работающих в классах 12-летней школы;
  • обеспечить валеологизацию учебно-воспитательного процесса.

В школе с учащимися проводятся специальные занятия. К специальным занятиям относятся различные студии, клубы, курсы. В школе существует «Дебатный клуб», заседания которого проводятся ежемесячно. Учащиеся сами определяют темы заседаний и приглашают ребят из соседних школ. Несколько лет в школе работает научное общество учащихся, «Школа исследователей» — для старших учащихся, на которой дети учатся разрабатывать сначала коллективные проекты, а потом индивидуальные исследовательские.

Для учащихся младших классов работает студия «Детское экспериментирование», на занятиях дети выполняют различные опыты, ставят эксперименты, учатся выполнять исследовательские задания. Учебные организационно–деятельностные игры проводятся два раза в году, последними играми были на тему «Ученическое проектирование: теория и практика», «Коммуникация: способы реализации». Учащиеся активно участвуют в научно–практических конференциях и различных интеллектуальных конкурсах.
Ежегодно школа в конкурсе по качеству образовательных услуг определяется как одна из лучших в области. В группе РВГ качество знания 93%, по школе — 78%, что подтверждается ПГК (промежуточный государственный контроль) и ЕНТ (единое национальное тестирование) — средний балл по школе – 86, по русскому языку – 26.5, по математике – 21.5, многие учащиеся являются победителями республиканских, областных, городских олимпиад и различных конкурсов.