Бакытжан Бигельдинова: я его нашла в журнале «Народное образование»

Бакытжан Бигельдинова, г. Караганда, Республика Казахстан

На последние два десятилетия 20 века пришелся всплеск новаторских идей в педагогике. Именно в эти годы началась моя профессиональная деятельность, и я как учитель математики познакомилась через научно-методическую литературу, периодические издания, телевизионные передачи с идеями укрупненных единиц П.М. Эрдниева, «вертикальной педагогики» Р.Г. Хазанкина, опорных конспектов В.Ф.Шаталова, «технологии» общения ленинградского учителя математики А.А. Окунева.

В 1989 году меня пригласили в институт усовершенствования учителей Жезказганской области на должность заведующего кабинетом математики. Как начинающий методический работник читала не только то, что касалось преподавания математики, а все подряд: познакомилась с педагогикой М. Монтессории, опытом Ш. Амонашвили, экспериментальной системой учебного оборудования по математике, которую разработали В.Г. Болтянский, М.Б. Волович, Г.Г. Левитас, и многое другое.

Именно в этот период я познакомилась со статьями В.К. Дьяченко в журнале «Народное образование». Появилось желание апробировать работу пар сменного состава на практике, но возникли вопросы. Стала собирать информацию, какая есть в периодической печати о КСО, стараясь выстроить какую-то систему, перечитывала эти статьи по несколько раз. Вскоре до меня стало доходить, что без помощи кого-либо, кто хорошо знает об этой технологии, я не разберусь.

В одной из статей В.К. Дьяченко я прочла о работе Красноярского университете со студентами, которую проводил М.А. Мкртчян (к моменту написания статьи ставший преподавателем Красноярского краевого института усовершенствования учителей). Мое внимание привлекло то, что этот преподаватель был кандидатом физико-математических наук. Я подумала, что мне методисту, курирующему учителей математики, нужен именно этот человек. Недолго думая, я во всесоюзном телефонном справочнике (в то время были такие справочники со всеми телефонами ИУУ Советского Союза) нашла номер телефона Красноярского краевого ИУУ. Набрала номер, дежурная ответила, что у М.А. Мкртчяна занятия, следует перезвонить через полчаса. Минут через сорок состоялся мой первый разговор с Мануком Ашотовичем. Это было в июне 1990 года. Конечно, я сильно волновалась, потому что моя задача на тот момент – уговорить совершенно незнакомого человека приехать с семинаром. Наш разговор был недолгим, он сказал, что никогда не приходилось бывать в Казахстане, и задал мне несколько вопросов. Первый — насколько спокойно в Казахстане и безопасно? Второй — где находится город Жезказган и как доехать? Третий – нужно отправить официальное письмо приглашение? Я была удивлена тем, насколько просто можно было договориться с этим человеком!

Так, 10 сентября 1990 году Манук Ашотович, впервые приезжает в Казахстан, в город Жезказган, и проводит первый курс по коллективному способу обучения с учителями математики. К нам в аудиторию зашел молодой ученый с роскошными усами, внимательно заглядывал чуть ли не каждому в глаза, и спрашивал: зачем вы здесь? Что вы хотите знать? Для чего? Что вас не устраивает в вашей работе? Он долго ходил перед доской, о чем-то думал, заглядывал в углы аудитории и все время задавал вопросы, которые ни я, ни учителя не ожидали. Мы приготовились записывать лекции, а нам даже тему не объявили. От его вопросов мы чувствовали себя некомфортно. Все было не так, как мы привыкли проводить курсы, начало курсов вызвало недоразумение не только у учителей и меня, но и у других присутствующих, в том числе и у директора института, которая успела мне шепнуть: «И что, он всю неделю будет так ходить? Где ты его нашла? Кто его рекомендовал?» А я в ответ: «В журнале “Народное образование”».

К концу курсов мы поняли, что заразились неизлечимым вирусом!!! И не только учителя нашей области. На первый семинар Манука Ашотовича были приглашены мои коллеги – заведующие кабинетами математики ИУУ ряда областей Казахстана, которые также подхватили идею коллективного способа обучения – и появились площадки в Караганде, Павлодаре. Мы поняли, что только  учителями-математики далеко не продвинемся и одних курсов совсем недостаточно. А вопросов стало еще больше, чем было. Так, появилась идея создания опытно-экспериментальной площадки по внедрению коллективных учебных занятий на базе СШ № 22 г. Жезказгана. В последующие годы для коллектива школы были проведены ОДИ и ряд семинаров. С нами работала вся команда Манука Ашотовича. К нам приезжали Г. Блинов, Т. Белимова, Н. Аглиулина, И. Литвинская, В. Мокшеев, А. Горностаев, В. Минов, Д. Карпович.

На протяжении многих лет мы стажировались на базе СШ № 141, участвовали в ОДИ, проводимых в Казани, Каркаралинске, Красноярске-26, Красноярске (на база Центра развития образования), о которых до сих пор вспоминаем с трепетом и теплотой. Эти семинары научили нас, прежде всего, рефлектировать и проектировать свою деятельность, мы стали лидерами среди коллег, стали притягивать к себе молодежь.

Часто мы цитируем Манука Ашотовича. Я всегда помню его совет: «Если твое руководство ставит не совсем удобную для тебя цель, то найди в ней подцель для себя и, выполняя поставленную задачу, постарайся извлечь из этого выгоду для себя». Каждый раз я получаю хороший урок, руководствуясь этим тезисом!

Прошло более 20 лет, теперь мы живем в разных государствах, у которых свои приоритеты в области образования. Но коллективные занятия в школах продолжаются. За эти годы сделано 16 выпусков, это более 700 креативных, коммуникабельных и конкурентоспособных молодых людей, успешно продолживших обучение в лучших вузах страны, ближнего и дальнего зарубежья. За годы становления новой образовательной практики здесь сформировалась творческая, уверенная и инициативная команда педагогов-единомышленников: Коликова Лидия Артуровна, Багдашкина Ирина Васильевна, Игнатенко Валентина Алексеевна, Блудшая Ирина Владимировна, Бигельдинова Бакытжан Нагизхановна, Подурян Екатерина Федосеевна, Филипович Валентина Георгиевна. Более 25 молодых учителей пополнили наши ряды.

Сегодня мы осознаем, что именно годы работы под руководством Манука Ашотовича, оказались самыми благоприятными для нашего профессионального становления. Сегодня мы понимаем, насколько сейчас актуальны идеи коллективного способа обучения для развития у учеников навыков обучаться и, как следствие, становления их независимыми, самомотивированными, увлеченными, ответственными личностями. И все, что предлагается в образовании нам, мы видим через призму идей КСО.

Открыть в формате PDF (со всеми фото) >>>