Ученики М.А. Мкртчяна о своём Учителе

Манук Ашотович «ворвался» в красноярское краевое образование в 1984 году. Неугомонный, пылкий, он начал как противник идеи КСО и хотел на практике, будучи преподавателем в нескольких группах физического факультета Красноярского государственного университета, доказать Виталию Кузьмичу Дьяченко несостоятельность его идей. Но, как честный исследователь, он старался точно следовать теории и существующей методике. Так он довольно быстро стал сначала сторонником, затем создателем новых методик коллективных занятий, и, наконец, Учителем с большой буквы для многих педагогов края и городов России. В конце 80-х он разрабатывал новые курсы для педагогов, вел полемические дискуссии с работниками Красноярского института усовершенствования учителей – приверженцами других подходов, ездил по России, распространяя идеи нового способа обучения. Те годы перестройки были проникнуты духом романтизма и веры в новые идеи.

Придя в Красноярский институт усовершенствования учителей в 1987 г., Манук Ашотович сразу поставил задачу создания команды единомышленников и не жалел для этого ни времени, ни сил. Он вкладывался буквально в каждого человека, даря ему свой интеллект и сердце. Новые идеи всегда захватывали Манука Ашотовича, и когда в стране стали появляться частные школы, он предложил своей команде открыть Центр интеллектуального развития. Тогда они заключили с Юрием Евгеньевичем Васильевым «джентльменский» договор о том, что заниматься коллективным способом обучения в крае будет Институт, а за его пределами – команда Манука Ашотовича. Это позволило в короткие сроки распространить идеи КСО в Казахстане, Татарстане, средней части России.

Ширилась и росла команда. За все, что брался Манук Ашотович, он брался крепко. Так он вошел в методологию. Будучи захвачен идеями, силой мысли и обаянием Георгия Петровича Щедровицкого, он стал его активным сторонником. И, благодаря ему, вся команда в те годы буквально заболела оргдеятельностными играми. Этим пристрастием Манук заразил и управленцев высшего уровня. Несколько десятков больших и малых ОДИ было в те годы проведено как с краевым управлением образования, так и в муниципалитетах и школах.

Можно много рассказывать о вкладах Манука Ашотовича в развитие теории и практики образования и судьбы людей, но пусть об этом скажут его ученики.

Ирина Литвинская:
«Я пришла в краевой институт усовершенствования учителей в 1988 году. Виталий Кузьмич и Манук Ашотович решили тогда пригласить человека не из образования, чтобы сделать из него профессионального КСОшника. И я действительно заразилась идеями радикальной перестройки школы. Помню, как Манук Ашотович вел семинары по методике Ривина, разбирая Манифест коммунистической партии и тексты классиков марксизма-ленинизма с секретарями горкомов и райкомов по идеологии в доме политпросвещения. От острой полемики дух захватывало. После работы М.А. Мкртчян вел методологические семинары. Там обсуждались работы Г.П. Щедровицкого, его учеников, педагогов-новаторов, философов. Тогда же вырабатывалась стратегия создания будущего способа обучения. Манук Ашотовича заражал нас верой в успешность и возможности каждого ученика, в идеи коллективного способа обучения, в потенциал краевого образования. Занимаясь преобразованиями, он создал свою дидактику и методологию социального строительства. Мы пошли путем, отличным от того, что делал В.К. Дьяченко. Но еще в то время Манук Ашотович говорил: “Название «коллективный способ обучения» должно остаться в истории края и науки, как дань уважения к Виталию Кузьмичу”. Всегда были люди, не принимающие наши идеи. Но вспоминается его красивый тезис тех лет: “Если тебя не принимают, не нужно бороться с этими людьми, нужно заниматься их образованием”. И это было не высокомерие, а позиция к роли образования в социальной жизни и человеческих отношениях. Манук Ашотович одним из первых в крае поднял вопрос  о непрерывном и пожизненном образовании. Термин “пожизненное” появился, видимо, неслучайно – в нем выражена вынужденная необходимость для каждого современного человека в постоянном самообразовании. “Каждый человек есть незаменимый субъект общественного развития” – это был методологический тезис одной из игр. Но в этом также была и есть суть Манука Ашотовича как руководителя и педагога. Ему присуще чуткость, уважение к мнению оппонента. Еще одной важной чертой его как ученого и общественного деятеля в годы активной работы в крае было  отношение к любому делу, за которое он брался, как делу своей жизни. Так происходило и в работе над программой развития красноярского образования. Он обозначил четыре узловые проблемы краевого образования: успешность каждого ребенка в обучении, здоровье детей, жизнеспособность педагогических кадров и характер взаимодействия с окружающей средой. И настаивал, что развитие краевой системы образования тесно связано с тем, как будут решаться эти проблемы… Манук Ашотович был и остается для меня и, я уверена, многих моих коллег, примером яркой научной и общественно значимой личности. Всеми своими успехами в педагогике я обязана ему и своим коллегам – его ученикам».

Наталья Горленко:
«Можно, конечно, сказать, что Манук Ашотович гениальный педагог, ученый, математик, но для такой личности – это звучит банально. Пожалуй, ни один язык не обладает такими словами, которыми можно точно характеризовать его качества. Масштабность, смелость его идей и поступков меня всегда поражали. Восемь лет назад им было принято решение провести общественно-педагогическую экспертизу движения КСО. Перед своими учениками он поставил серьезную задачу: подготовить базовые теоретические доклады, связывающие идеи коллективного способа обучения с традиционными педагогическими представлениями. Тогда эта задача казалась невыполнимой. Но уже через год восемь его учеников представили свои доклады перед профессорско-педагогическим сообществом края. Момент выступления был очень волнительным: я впервые находилась в ситуации профессионально-общественной экспертизы. Но я никогда не забуду, как Манук Ашотович по-отцовски защищал нас от “пустых” вопросов, создавал ситуации “качественной” коммуникации, находил точные примеры, обозначал перспективные направления исследований и разработок по заявленной теме. Именно тогда я поняла, что такое настоящий Учитель. Это тот, кто доверяет ученику наиболее важные дела, помогает ему во всем и гордится его результатами».

Нина Ильина:
«Об учителе говорить всегда сложно. Но хотелось бы найти то единственное и особенное, что отличает нашего Учителя. В “Диалогах Платона” встречается термин “идеал прекрасной индивидуальности”. На мой взгляд, эта характеристика в полной мере относится к Мануку Ашотовичу, это его внутреннее качество, и, может быть, не всем вовремя удаётся его разглядеть. Только с годами приходит осознание и понимание его ценности. Манук Ашотович всегда стремится из неумелого ученика вырастить исследователя, не жалея для этого времени и сил. Его приезды в Красноярск – это обсуждение наработок, будущих статей и книг, нескончаемые беседы по телефону и у него дома. Он всегда открыт для общения с нами – Учениками. Его любовь к людям проявляется в том, что он всегда готов дарить им знания, идеи, готов научить каждого тому, что умеет делать сам. Путь нашего Учителя – это индивидуальный путь человека, имеющего жесткий ритм работы, насыщенный закономерными и случайными событиями, методологическими спорами, обсуждением исследований и разработок, написанием статей, преподаванием математики в школе, иногда монотонной работой чиновника государственного уровня. При этом каждый Ученик (а их у него много) далеко не ангел, со своими притязаниями, уровнем, характером. И все мы должны признать, что самоутверждались, учились отстаивать свое мнение, росли духовно и профессионально благодаря высокому профессионализму и требовательности своего Учителя».

Дмитрий Карпович:
«…когда я пригласил Манука Ашотовича и его команду познакомить мой коллектив с основами коллективного способа обучения, меня поразила, даже обескуражила не столько его начитанность, блестящая эрудиция, не столько новизна и привлекательность новой педагогической технологии, сколько его манера держаться, говорить, организовывать общение! Это потом я узнал, что есть специальные техники, игротехнические приемы, способы организации эффективной коммуникации и т.д. А тогда я просто увидел других людей, людей из будущего. Мне стало стыдно, что я не такой. Мне стало неудобно, что я так не умею. Мне стало страшно, что я до сих пор руковожу серьезным образовательным учреждением столь безобразно и безответственно…»

Ольга Запятая:
«Как-то на Школе заведующих управлений образованием разгорелась нешуточная дискуссия о сущности индивидуализации обучения, и кто-то из начальников сказал Мануку Ашотовичу: “Ну что ж Вы так бескомпромиссны, надо рассуждать осторожнее, умереннее”. На что тот ответил: “Я считаю, что в действиях должна быть постепенность, а в мышлении – революционность”. И это его свойство – мыслить глубоко, революционно, бескомпромиссно, отстаивать свои идеалы, идеи коллективного способа обучения перед любой аудиторией – меня восхищают и поражают снова и снова.

Когда думаешь, сколько сделано Мануком Ашотовичем за прошедшие двадцать пять лет для Красноярского ИПК, для краевого образования, – это с трудом укладывается в голове. Краевые инновационные комплексы; коллективные учебные занятия; университет непрерывного образования; методология программно организованной деятельности; концепция сетевого образовательного пространства; идеи и технологии преобразования малочисленных сельских школ, коллективного обучения на основе индивидуальных образовательных программ; постановка вопроса об исходной проблеме практики образования и, наверное, самое главное и ценное – люди, учившиеся у него, выросшие в его оргдеятельностных играх, просто в общении с ним: управленцы, учителя, сотрудники Института.

Я думаю, что Манук Ашотович не только настоящий учёный, мыслитель, методолог, но и замечательный педагог. Чем дальше, тем больше  понимаю, сколько в меня, во всех нас, его учеников, вложено труда, любви, терпения; с каким уважением он всегда относился и относится к тому, какие мы есть, к нашим интересам, как верит в нас. Мне хочется выразить самую глубокую благодарность Мануку Ашотовичу и всей его команде за всё, что сделано и делается».

Публикуется по книге:
Дополнительное профессиональное образование Красноярского края: диалог традиций и инноваций. Красноярск, 2010.