Великий Дидакт

Васильева Екатерина Николаевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физико-математических наук и методик их преподавания Красноярского ИПК работников образования

В конце 70-х – начале 80-х Виталий Кузьмич Дьяченко работал в Московском Центральном институте усовершенствования учителей на кафедре педагогики, читал лекции о кризисе образования в мире и в том числе в нашей стране, о необходимости его реформирования. Выход из кризиса Виталий Кузьмич видел в коренном изменении организации учебного процесса в школе.

Юрий Евгеньевич Васильев, бывший в то время директором Красноярского института усовершенствования учителей, по роду своей деятельности часто бывал в Центральном ИУУ. Юрий Евгеньевич по натуре был новатором, постоянно интересовался инновациями в образовании как в нашей стране, так и за рубежом. Виталий Кузьмич Дьяченко увлек Юрия Евгеньевича своими преобразующими идеями.

Впоследствии обстоятельства сложились так, что Виталию Кузьмичу запретили читать лекции в Центральном ИУУ и даже встречаться со слушателями. Юрий Евгеньевич предложил ему работу в Красноярском институте усовершенствования учителей. Васильев Ю.Е. хотел сделать наш ИУУ инновационным центром по изменению школьного образования, а потому он стремился собрать в институте интересных людей с новаторскими идеями. Впоследствии в Красноярском ИУУ были открыты лаборатории, инновационные площадки – школы по реализации концепций в образовании таких выдающихся учёных как Е.Е. Шулежко, В.В. Давыдов, А.И. Гончарук и т.д., в ИУУ начала формироваться группа педагогов инноваторов-практиков, одержимых прогрессивными идеями.

Мне также довелось ознакомиться с концепцией коллективного способа обучения В.К. Дьяченко ещё до его приезда в Красноярск и в дальнейшем принять её. Я благодарна судьбе за встречу с Виталием Кузьмичом, за возможность работать рядом с крупным учёным.

Следует заметить, что уже наступало другое время, что ситуация, сложившаяся в образовании, многих не удовлетворяла. В педагогическом сообществе происходило осмысление вопроса: как выйти из кризисного тупика? Людям же, понявшим и принявшим идеи КСО, уже был виден некий путь в решении возникших проблем, что и послужило в дальнейшем основанием для формирования КСОшной группы педагогов в крае.

В этот же период Красноярский государственный университет переживал этап поиска собственного лица, становясь ведущим вузом края. Первый ректор КГУ Вениамин Сергеевич Соколов также был новатором, который хотел сделать университет уникальным учреждением высшего образования. Ю.Е. Васильев предложил В.С. Соколову пригласить на работу в Красноярский университет В.К. Дьяченко и открыть в этой связи кафедру педагогики, что и случилось в дальнейшем. Виталий Кузьмич начал работать в университете в должности заведующего кафедрой педагогики и психологии.

С приездом Виталия Кузьмича в Красноярском университете были организованы авторские семинары с преподавателями, студентами, которые увлеклись радикальными изменениями в учебном процессе как в школе, так и в вузе. Таким образом, Сибирь приобрела Великого Дидакта!

Безусловно, не все, кто работал на семинарах В.К. Дьяченко, стали его последователями. Но всё-таки последователи появились. Однако, даже те, кто не стал продолжателем идей КСО, безусловно, приобрели новый взгляд на ситуацию сложившуюся в образовании России и по-другому взглянули на собственное предназначение в образовании.

Виталий Кузьмич был одержим работой, идеями внедрения своей идеологии в практику обучения. Его мало интересовали вопросы повседневной жизни, быт. Но со временем он стал обращать внимание на сибирскую природу, на быт людей, их интересы, увлечения, традиции. И влюбился в Красноярск: в природу, сибиряков. Он часто выезжал за город, любил бывать на нашей даче, с удовольствием отдыхал и работал там. И очень кстати в это время в его жизни появилась Мария Григорьевна, которая создавала все условия для его творчества.

В.К. Дьяченко всегда отличала его целеустремленность, настойчивость, одержимость в работе и очень уважительное отношение к критике, а также требовательность к себе и к другим. Он был очень внимательным и добрым к окружающим. Очень трогательно он относился к Марии Григорьевне, которая была его опорой на протяжении более двадцати лет их совместной жизни. Нежным было его отношение к моей дочери Наде, в которой он скорее всего видел образ своих внуков. Виталию Кузьмичу нравилось общаться в компании друзей: вместе со всеми любил попеть песни, потанцевать. Говорил: после хорошего отдыха легко работается.

Виталий Кузьмич был ярко выраженным оптимистом и учил других конструктивно относиться к решению жизненных проблем. По характеру он был человеком прямолинейным и открытым, всё, о чем он думал, говорил открыто, невзирая на ранги, должности, и требовал, безусловно, такого же отношения к себе.

Творческий путь Виталия Кузьмича Дьяченко, путь учёного, на протяжении всей его жизни был тернист! И даже здесь, в Красноярске, ему постоянно, ежедневно приходилось пробивать дорогу своим идеям! Ему приходилось доказывать свою правоту на разных уровнях, в разных инстанциях. К сожалению, и сегодня нельзя сказать, что он уже признан учёным миром. Признание его как крупного учёного-преобразователя ещё впереди – в ближайшем будущем. Мы, сотрудники кафедры, гордимся тем, что были лично знакомы с Виталием Кузьмичом, встречались с ним, общались, работали рядом, жили именно в то время, когда он творил, когда он создавал свои замечательные педагогические труды!

У Виталия Кузьмича остались ученики и последователи, которым он завещал отстаивать свою точку зрения, реализовывать идеи КСО на практике. Я отношу себя к ученикам и последователям Виталия Кузьмича. Конечно, его единомышленники – М.А. Мкртчян, И.Г. Литвинская, О.В. Запятая, Д.И. Карпович, Т.В. Яловец, Г.М. Кусаинов, А.И. Говорова с группой педагогов-инноваторов Якутии, педагоги его авторской школы №21 г. Красноярска и др. школ и многие, многие учителя-инноваторы края, России, ближнего и дальнего зарубежья, продолжают сегодня претворять его идеи в жизнь. И это замечательно. Стоило ради такого жить и творить Виталию Кузьмичу Дьяченко.

Источник:
Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10. С. 11-13.