Идейный вдохновитель и учитель школы №21

Куриленко Тамара Ивановна
Мачикина Любовь Николаевна
Ланкина Эмилия Георгиевна, учителя средней школы № 21 г. Красноярска

В 90-е годы волна интереса к новым педагогическим технологиям прошла по всей стране. С 1992 года наша школа становится экспериментальной площадкой Краевого института повышения квалификации работников образования. Научным руководителем по новой педагогической технологии КСО стал кандидат педагогических наук, профессор Виталий Кузьмич Дьяченко. Перед педагогическим коллективом школы была поставлена задача – демократизация обучения и совершенствование системы обучения по способностям через введение новой педагогической технологии. Учителям необходимо было пройти теоретическую курсовую подготовку, чтобы приступить к организации коллективных учебных занятий.

В 1992 году новую педагогическую технологию освоили 7 учителей: Калинина О.Ф., Гребнева Л.В., Мачикина Л.Н., Константинова Л.Г., Шелехова Т.Б., Чулкова Т.В. Фомина Т.В. Направляли эту работу Виталий Кузьмич Дьяченко и Екатерина Николаевна Васильева. Они учили нас проводить коллективные занятия, участвовать в семинарах. Виталий Кузьмич сам был учителем математики в 3 и 5 классах. Он шёл дорогой жизни, как неутомимый путник, успевая всё: наблюдал процесс обучения на наших занятиях, работал в парах с учениками, помогал преодолевать трудности, встречался с родителями. Он радовался вместе с нами достигнутым успехам.

В 1994 году по новым технологиям работал уже 21 учитель, среди них молодые педагоги: Секацкая Е.Г., Дроботова Е.Ю., Агеенко Е.В., Ханбекова А.А., Хохлова Е.Г. и др. В школе возникла необходимость перехода на более высокий уровень обучения – «разновозрастность». Виталий Кузьмич Дьяченко с методистом ИПК РО Наталией Павловной Жигаловой и учителем математики Ольгой Фёдоровной Калининой первыми в школе осуществили «запуск» вертикали. Виталий Кузьмич работал с первым учеником третьего класса по программе пятого класса по математике. Этим учеником был Максим Лазарев. Максим должен был проработать за четыре месяца все темы пятого класса и постепенно всему этому материалу обучить того, кто идёт вслед за ним. Так в течение трёх недель была создана «лесенка» из учеников, которые работают по-новому в парах сменного состава с помощью опорных конспектов и программы-вопросника. Дьяченко приходил к детям с открытой душой, говоря: «Пусть каждый идёт своим темпом. Не трогайте ученика. Он поймёт, что ему надо».

Со временем школа стала тиражирующей площадкой по распространению опыта работы в России. Работа со слушателями курсов повышения квалификации была организована в системе: открытые уроки, семинары, стажировка учителей края и других городов России – Новокузнецка, Лангепаса, Омска, Санкт-Петербурга… С годами совершенствовалось творческое мастерство учителей, росла личная ответственность за результаты педагогического труда.

Годы работы рядом с Виталием Кузьмичом показали, какой он нестандартный человек. До глубины души он любил своё «детище» – КСО, был предан ему до последней минуты жизни и даже на предсмертном одре говорил о задуманной конференции и очередном семинаре.

Поражала его феноменальная память, обширные многоотраслевые знания, постоянное стремление к самосовершенствованию. Он всегда прислушивался к мнению других, но при этом был принципиальным, веско аргументировал свою позицию. Виталий Кузьмич обладал особым даром – умел убеждать оппонентов, свято веря в правоту дела. Решительно всё он доводил до конца, «докапывался» до зерна истины, никогда не отступал перед трудностями, находил решения в любой ситуации.

Он прямо и честно рассказывал о первых неудачах во внедрении в обучение системы КСО. Не скрывал, что называли его шарлатаном и обманщиком. Но он выстоял, не отказался от своих воззрений, всю жизнь отдал пропаганде КСО.

Дьяченко, уча других, сам всю жизнь учился. Когда в нашу жизнь вошли компьютеры, он «загорелся» идеей освоить их. Сначала он учился сам, потом сел рядом с учителями на недельные курсы в школе. И всё равно у Виталия Кузьмича было много вопросов. Тогда свои услуги предложил ученик Павел Шелехов. И вот уже наш знаменитый академик получает компьютерное образование через ученика-учителя.

Был курьёзный случай. Виталий Кузьмич печатал сам всю ночь свою работу, набрал очень много страниц и, нажав какую-то кнопку, потерял весь текст. Со слезами в голосе он позвонил своему «учителю» Паше, который и «спас» книгу. Павел часто говорил: «Я такого трудоголика ещё не встречал».

Воспитанный, чуткий, умный, всегда приветливый, начитанный, человек с широким диапазоном знаний. С ним обо всём можно было «запросто» поговорить. Изумительный собеседник. Благоразумие и уважение любой личности были его жизненным кредо. Такт и воспитанность он впитал с детских лет. Все в нём было уместно, в меру, никаких излишеств, сама скромность и деликатность. Виталий Кузьмич боялся кому-либо причинить неудобства, смущался, много раз извинялся. Всегда аккуратный, подтянутый, собранный, вежливый. Умел говорить дамам комплименты.

Он умел рассказать в компании приличный и весёлый анекдот, «сценку» из жизни. Был «заядлым охотником» по ягоды и грибы. Надо было видеть смеющиеся его глаза, «озорнички» в них, когда он преподносил «лесные были и небылицы».

Научные труды Дьяченко Виталия Кузьмича останутся для нас руководством педагогической деятельности. Он был и останется великим дидактом, внесшим огромный вклад во внедрение в школьную практику коллективных учебных занятий. Этот человек достойный нашего восхищения: друг, помощник, Учитель с большой буквы.

Источник:
Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10. С. 14-16.