Виталию Кузьмичу Дьяченко — 80?

Дмитрий Иннокентьевич Карпович к 80-летию Виталия Кузьмича (2003 г.)

Как быстро летит время! Кажется, только вчера чествовали Виталия Кузьмича с 75-летним юбилеем, а сегодня ему 80 лет. Серьезная цифра, ответственная дата и торжественная одновременно. В такой момент хочется как-то отойти от общих слов, надоевших стандартов типа: жил-был, столько много сделал, какой молодец, желаем творческих удач, живи еще 100 лет. В такой юбилей хочется увидеть именно человека, сказать искренние, теплые слова, поговорить, может быть, просто о жизни.

Что такое 80 лет? Возраст, опыт, жизненный миг, юбилейная дата? Нет. 80 лет — это человек. Это ум, душа, мудрость, честность, справедливость. У Виталия Кузьмича возраста нет. И это не комплимент. Это правда.

У него есть дело, которому он служит шесть десятков лет. Я не знаю другого такого человека, который бы так ревностно и бескорыстно защищал свои теоретические взгляды на развитие педагогики. Это настоящий апологет коллективного способа обучения. У человека, который создал свою теоретическую и практическую школу, воспитал тысячи последователей, не может быть возраста. У него может быть только имя — Виталий Кузьмич Дьяченко!

К академику, кандидату наук, профессору не надо записываться на прием. В любое время к нему можно подойти с вопросом. Несмотря на занятость, он всегда ответит на любой вопрос, объяснит суть проблемы, подскажет правильное решение. Это его дело, это его жизнь. У него много друзей, но и много недругов. И это нормально. Это доказывает, что Виталий Кузьмич прав. На сегодняшний день, когда только слепой не видит всеобщего кризиса образования, идеи Виталия Кузьмича, как никогда, актуальны и вызывают повышенный интерес.

13 научных книг, в которых последовательно изложены взгляды Виталия Кузьмича на процесс обучения в школе и дан критический анализ трудов официально признанных авторитетов в дидактике. «Новая дидактика» — очередная книга автора (М.: Народное образование, 2001. – С. 496). «Без выяснения сущности и классификации организационных форм обучения невозможно познать объективные законы функционирования, дальнейшего развития образовательного процесса. Больше того, без научной теории организационных форм обучения невозможна научная теория методов обучения и научно обоснованное прогнозирование школы будущего. Поэтому реформируется школа вслепую, о чем свидетельствуют провалы реформ в последние полвека» — пишет Виталий Кузьмич в этой книге.

Несправедливо называть Виталия Кузьмича фанатиком своего дела. Это реальный человек. Он по-деловому смотрит на жизнь и делает выводы: сегодня это можно сделать, а вот за это пока рано браться.

Спасибо Вам, Виталий Кузьмич, за то, что вы есть. Спасибо Вам за то, что Вы с нами. «Еще не вечер»! Мы еще с Вами «перевернем» педагогику, благо, что точку опоры Вы уже нашли!

От имени Красноярской ассоциации педагогов по созданию коллективного способа обучения Д.И. Карпович
Вестник КСО. 2003. № 18. С. 1.