КСО – это звучит громко!

Григорьева Эльвира Леонидовна, учитель химии средней школы № 29 г. Красноярска

И для меня после знакомства с работами Виталия Кузьмича Дьяченко эта идея стала смыслом моей учительской жизни.

«Учитель, применяющий такие новшества, на практике должен проделать огромную работу, чтобы в корне переиначить подачу материала, построить уроки по-новому – в этом и состоит уникальность нашей учительницы…» – вспоминают мои ученики. («Учитель перед именем твоим», 1 ч., Красноярск, 1999).

А я смогла достичь этого, потому что была ученицей замечательного учёного Виталия Кузьмича Дьяченко. Все мои достижения в школе – это его идеи и мечты, претворённые в жизнь. Это потому, что у нас было постоянное сотрудничество, дружба и поддержка друг друга. Успехи друг друга радовали нас. Но были и огорчения.

Вспоминается такой случай. Москва, июнь 1987 года, Всероссийский съезд учителей, где мне доверено было выступить от учителей г. Красноярска. В этом выступлении, которое предварительно проверялось в Министерстве просвещения, была фраза: «Используя различные приёмы и методы обучения, мы убедились, что результативной оказалась и организация коллективной формы работы в парах сменного состава, осуществляемая в сотрудничестве с В.К. Дьяченко».

– Что? Дьяченко? Вычеркнуть его фамилию! – что сам чиновник от Министерства просвещения и сделал.

Тогда стало мне понятно, что в «Центре» не жалуют Виталия Кузьмича, что трудно пробивать ему свои идеи, но он был настоящим борцом за своё дело и продолжал работать и доказывать свою правоту. В том числе в Москве, в Останкино, на телевизионной встрече с учителями новаторами. Я тоже оказалась там вместе с другими его единомышленниками. После первой части выступления Виталия Кузьмича стало ясно, что нужно говорить нам, и мне как школьному работнику, как учителю – поддержать… Для меня это было так страшно – появиться на экране на всю страну, да ещё перед большим числом передовых учителей-новаторов – но желание поддержать моего кумира пересилило, и я попросила слова. И учителя слушали меня с большим интересом, что было понятно по их лицам и аплодисментам.

Однажды у меня неудачно прошел открытый урок, где кроме большого количества учителей, представителей городского начальства присутствовал Виталий Кузьмич. И он, конечно, переживал, но не упрекал ни в чём, а только сказал:

– Это – не то, Эльвира Леонидовна….

И самое главное, что он не потерял веру, а начал учить меня «тому».

Я стала посещать уроки учителей школы №21, перенимать и осмысливать их опыт, а Дьяченко уделял время, работая со мной индивидуально. Такая поддержка большого учёного вдохновляла меня. Я всё освоила, и с тех пор на открытых уроках, которых было множество, я ни разу не подвела своего учителя, и он всегда, когда присутствовал, довольно улыбался, хвалил не только за урок, но и за его анализ и разбор перед учителями, которые уже стали приходить ко мне учиться.

Вспоминаю еще один случай, когда я сделала открытие, что Виталий Кузьмич ещё и спортсмен. Было это лет десять назад, точно не помню. Красноярск, Академгородок, мы с супругом и внуками отправились на лыжах в выходной день. И только я собралась на трассу выходить, как вижу, бежит пожилой человек. А потом присмотрелась – да это же Виталий Кузьмич! Он тоже не ожидал увидеть меня в таком качестве, но был рад этой неожиданной встрече. Я пошла по трассе, а он побежал дальше. Позже, встречаясь среди серьёзных дел, мы интересовались спортивными успехами друг друга. Как-то так получилось, что мы долго не были в этом месте, и когда приехали снова в Академгородок, то увидели, что гору застроили большими домами. И так мне жалко стало, что «беговую дорожку» Виталия Кузьмича аннулировали. И при последней нашей встрече я спросила:

– Где же вы теперь бегаете?

И услышала ответ:

– Я теперь занимаюсь другим видом спорта…

Я подумала: «А всё-таки занимается, молодец!»

Мне всегда казалось, что мой учитель Дьяченко Виталий Кузьмич ещё долго будет энергичным, целеустремленным, верящим в свое дело и вечно живым…

А проходя по аллее Славы на городском кладбище, пока я могу, я всегда остановлюсь и положу цветы своему учителю с большой благодарностью.

Источник:
Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10. С. 6-7.