Работа в парах представлялась мне вначале каким-то неуправляемым «колхозом»

Будищева Наталья Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе средней школы № 33 г. Якутска, научный руководитель частного образовательного учреждения «Авторская основная школа Говоровой А. И. – Будищевой Н. Н.», кандидат педагогических наук, доцент

(Выступление на мемориальном заседании IV Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» 25 января 2012 года. Смотреть >>>)

Моя встреча с Виталием Кузьмичем Дьяченко произошла ровно 20 лет тому назад, в 1992 г., когда после некоторого перерыва в учительской деятельности (я работала в институте усовершенствования учителей, в университете) я пришла в школу новостройку № 33 г. Якутска. Пришла в 8 класс и увидела детей абсолютно другого поколения. У меня перерыв в учительской деятельности был около 10 лет. Честно говоря, я — доцент кафедры методики преподавания математики Якутского университета, растерялась. Что делать с детьми эпохи перестройки, как их учить?

Ответы на свои вопросы, решение многих проблем я нашла благодаря уважаемой Агафье Илларионовне Говоровой и благодаря встрече с Виталием Кузьмичом Дьяченко.

Эта встреча была для меня, простого учителя, каким-то полетом и проникновением в области фантастики.

Общение учащихся на уроке мне представлялось вначале каким-то «колхозом» неуправляемым, когда каждый занимается, чем хочет, и учитель вроде бы при этом  находится не у дел. Перестраиваться вот с такого настроя было, конечно, очень и очень сложно.

Но дела пошли, и дела пошли неплохо. В 1994 году мы, три заслуженных учителя нашей республики: Говорова Агафья Илларионовна, Уварова Анна Егоровна  и я,  организовали лабораторию современных педагогических технологий. На общественных началах эта лаборатория существует до сегодняшнего дня. И всякую помощь, какую мы можем оказать нашим учителям, мы стараемся это сделать.

Я решила защищаться, написать диссертацию, работая учителем. Виталий Кузьмич оказал мне огромную помощь. Хотя обращалась я к нему со стеснением, понимая, что неудобно отвлекать такого серьезного человека на мои, иногда весьма глупые, вопросы. Но он на все вопросы отвечал с уважением. А перед самой защитой он забрал меня к себе домой, я ночевала у Марии Григорьевны и у него. И он с 6 часов вечера и до 12 ночи устроил мне «предзащиту». Открывал каждую страницу моей диссертации и задавал по три вопроса по каждой странице. Я отвечала на них чуть ли не до обморока. Гонял по всем вопросам.

Школьные учителя обычно сильны в практике, но в научном плане, конечно, у нас проблемы, особенно по методологии, по теоретическим направлениям. Но зато на защите, когда мне было задано 26 вопросов, эти вопросы казались игрушечными по сравнению с тем, что предлагал мне Виталий Кузьмич.
______________________________________

Говорова Агафья Илларионовна, заслуженный учитель Республики Саха (Якутия), отличник образования РФ, директор частного образовательного учреждения «Авторская основная школа Говоровой А. И. – Будищевой Н. Н.» г. Якутска

(Выступление на мемориальном заседании IV Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» 25 января 2012 года. Смотреть >>>)

Говорить о Виталии Кузьмиче Дьяченко – для нас КСОшников – это как говорить о родном человеке, таком близком человеке. В жизни мне повезло – я встретилась с ним в 1989 году.

До этого я слушала его выступление в 1988 г. в студии Останкино. Когда я слушала Шаталова и других педагогов-новаторов, выступавших в Останкино, мне все было понятно. Но то, что говорил Виталий Кузьмич Дьяченко, мне было неведомо: о чем он говорил? что критиковал?

19 июля 1989 года я встретилась с Виталием Кузьмичом на его лекциях. После первого часа я ничего не поняла. Это было в начальной школе. Но затем он рассказывал о парах сменного состава. Я попробовала вести такие занятия, и с тех пор я с ним больше не рассталась до последнего дня. Больше двадцати раз приезжали на семинары, на конференции.

У него, как теоретика, было много материала в рукописном виде, не опубликованного. Он давал нам, я читала их как первоклассница. А он у меня зачёты принимал.

Приезжал в Якутию к нам три раза. Открывал лабораторию, подобно тому как в 21-й школе Красноярска. Я очень уважаю его первого ученика, ученого, дидакта Манука Ашотовича Мкртчяна, его команду. Все они выросли «у меня на глазах», больше двадцати двух лет мы с ними не расстаемся, они стали для нас родными. Я очень рада и счастлива, что к новой дидактике повернулись, что её продвигают ученики Виталия Кузьмича Дьяченко.

Источник:
Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2013. № 13. С. 25-26.