Коллективный способ обучения и его исторические и педагогические корни

Дьяченко Виталий Кузьмич, профессор, академик Международной педагогической академии

Доклад сделан на летнем сборе КСОшников 21 июня 2002 года (в 79-й день рождения Виталия Кузьмича).
Смотреть видеоверсию доклада >>>

Тезисы доклада

1. Во второй половине 40х гг. (в аспирантуре) мне было ясно, что мои преподаватели (профессора!), а также авторы учебников и книг по педагогике (дидактике) излагают псевдонауку, во всех принципиальных вопросах не разобрались, запутались и что дидактику как науку нужно создавать.

2. В 2000-2001 гг. я выполнил то, что должен был сделать в конце 40х – начале 50х гг., но мои труды не публиковали более 30 лет. В моих рукописях все было изложено. В 80-90х гг. появились мои книги по дидактике, изложена была система взглядов, которые принципиально отличались от традиционных. Нужно было перед всем педагогическим миром показать несостоятельность, противоречивость, ошибочность, бездоказательность так называемой советской дидактики и нынешней академической педагогики (дидактики). В «Новой дидактике» (Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2002. 494 c.) подвергнуты критическому анализу  учебники, учебные пособия, монографии по педагогике (дидактике). Нужно было показать, чему же учат по педагогике (дидактике) студентов педвузов и педколледжей, как извращается их педагогическое сознание. Все это делается с помощью профессорско-преподавательского состава.

3. Новая образовательная практика (технология) КСО имеет самую прочную научно-теоретическую основу, научное обоснование. Такое глубокое, фундаментальное обоснование не имела и не имеет никакая другая образовательная технология (а их по подсчетам Селевко не менее 50).

4. Нас, КСОшников, обычно обвиняют в односторонности, считают, что наше движение связано только с оргдиалогом (парами сменного состава) и именем А.Г. Ривина. Такое представление о нашем движении неверно, оно глубоко ошибочно. Корни нашего движения разносторонние и об этом должны знать как наши сторонники, так и наши противники.

5. Мы, сторонники и участники движения за КСО (ДЕМСОС), являемся прежде всего учениками и последователями великого педагога Я.А. Коменского, который видел «тайну великой учености», возможность «учеников побеждать своих учителей» в трех правилах: побольше спрашивать, запоминать и обучать других тому, что изучаешь сам. Реализовать третье правило (кто учит других, учится сам) в условиях классно-урочной системы (группового способа обучения) ему не удавалось, хотя это было его мечтой, его главнейшей педагогической задачей. Эту важнейшую педагогическую задачу последовательно и довольно успешно решает наше движение педагогов, выступающих за КСО (ДЕМСОС), т.к. в нашей образовательной практике, при нашей педтехнологии каждый ученик (школьник) систематически ставится в положение обучающего.

6. Передовые педагоги всех стран одним из главных принципов обучения считали такую постановку учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся мог бы продвигаться вперед в соответствии со своими способностями. Всемирно известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно не плестись в хвосте развития ребенка, а, напротив, опережать его развитие, как бы тянуть за собой его умственное развитие. Обучение, если оно строится в соответствии с зоной ближайшего развития каждого ученика становится, согласно взглядом Л.С. Выготского, подлинно развивающим. В условиях КУС (ГСО) такое обучение построить нельзя. КУС (ГСО) задерживает, тормозит умственное развитие учащихся. В то время как переход на КСО (ДЕМСОС) создает реальную возможность строить обучение каждого ученика в соответствии с зоной его ближайшего развития. Поэтому мы, сторонники и энтузиасты КСО (ДЕМСОС) имеем все основания считать себя учениками и последователями Л.С. Выготского, а нашу образовательную практику (педтехнологию) рассматривать как технологию развивающего обучения.

7. Основателем нашего движения педагогов, выступающих за переход на КСО (ДЕМСОС), бесспорно является выдающийся человек-мыслитель, гениальный педагог ХХ века А.Г. Ривин. Именно он еще в 1918 году в украинском поселке Корнин под Киевым ввел в школьную практику учебные занятия в парах сменного состава, которые существенно изменили весь учебно-воспитательный процесс. Работу учащихся в парах сменного состава мы стали называть коллективной формой организации процесса обучения, без которой невозможен переход на КСО, т.е. невозможно создание Демократической системы обучения по способностям. В этом отношении, мы КСОшники, несомненно, являемся учениками и последователями А.Г. Ривина. Признавая великое значение гениального открытия А.Г. Ривина для развития школы и системы образования в глобальных масштабах и считая себя учениками и последователями А.Г. Ривина, мы отнюдь не считаем это обстоятельство единственным, определяющим всё и вся в КСО и КСОшном движении. Наши корни не сводятся только к открытию А.Г. Ривина, т.е. к открытию оргдиалога, как он называл работу учащихся в парах сменного состава. Исторические и педагогические корни нашего движения за реформирование школы и всей системы образования гораздо шире и глубже. Оргдиалог – организованный диалог – мы в данном перечне поставили даже не на первое, а на третье место в иерархии корней нашего педагогического движения. Однако значение открытия А.Г. Ривина для развития учебно-воспитательного процесса в школе и всей системы образования трудно переоценить.

8. На четвертое место по порядку, но не по значению, мы ставим педагогическую деятельность и взгляды выдающегося педагога, моего земляка А.С. Макаренко, внесшего неоценимый вклад в дело создания детского и юношеского коллектива как важнейшего фактора воспитания и самовоспитания молодежи, что в нынешних условиях, когда в Российской Федерации и СНГ молодежь оказалась брошенной, забытой, может быть, и есть самое важное и главное в судьбе современной школы и подрастающего поколения. А.С. Макаренко показал, как должна строиться организация детского, молодежного коллектива в условиях колонии. Но его идеи и принципы построения коллектива, постоянные и сводные отряды, взаимоотношения детей и подростков в коллективе, их участие в управлении оказались жизненными и перспективными в учебном процессе при переходе от ГСО (КУС) к КСО (ДЕМСОС). Поэтому у нас есть все основания считать, что переход к КСО, развитие и совершенствование КСО есть включение идей А.С. Макаренко в учебный процесс, во всю жизнь школьной молодежи. Перспективы такого творческого использования идей А.С. Макаренко в постановке учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, полагаю, велики, они только начинают раскрываться.

9. Есть еще одно направление, значение которого в КСОшном движении чрезвычайно велико. Оно связано с развитием науки вообще и науки об обучении в частности. Практическая сторона развития учебно-воспитательного процесса в школах, в учебных заведениях не может быть оторвана и рассматриваться изолированно, обособленно от теоретической стороны, от научного обоснования. Напротив, новая образовательная практика (КСО, ДЕМСОС) и педагогика (дидактика) как наука представляют собой единство практики и теории. В теоретическом отношении, в научном плане обоснование перехода от ГСО к КСО, от КУС к ДЕМСОС связано теснейшим образом с развитием философии и науки вообще. Мы в этом отношении оказались приемниками и последователями того естественно-научного, материалистического направления, благодаря которому человечество из дикости и варварства поднялось до вершин современной цивилизации. Мы продолжаем и развиваем ту линию мировой науки и философии, которая была заложена еще Демокритом, Архимедом, Коперником, Галилеем, великими естествоиспытателями прошлого: Ломоносовым, Лавуазье, Дарвиным, Менделеевым, Сеченовым, Павловым. С этих естественно-научных позиций мы исследуем, разрабатываем, совершенствуем и развиваем процесс обучения в современной школе на всех ее уровнях.

Источник:
Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2003. № 7. С. 3-6.