Он прожил несколько жизней

Бондаренко Людмила Васильевна, старший научный сотрудник Красноярского ИПК работников образования

Первый раз я встретилась с Виталием Кузьмичом Дьяченко осенью 1983 г., последний раз – осенью 2007 г.

Рассказать хочется многое, но ещё немного времени прошло, чтобы можно было масштабно, издали увидеть и осмыслить и величину личности Учителя, и огромность его вклада в педагогическую науку, и те новые пути, которые он открыл для тех, кто желает совершенствовать образование.

Что было за 24 года?

Сначала работа под руководством Виталия Кузьмича на кафедре педагогики и психологии Красноярского государственного университета до 1987 г. – это семинары, командировки, планирование инновационной работы и обсуждение её результатов, написание статей.

Затем совместная работа в Красноярском краевом Институте усовершенствования учителей – это выступления перед учителями, организация в школах занятий по новым методикам, поездка в Москву на Останкинское телевидение.

А в последние встречи – это помощь в освоении компьютера, беседы о педагогических мифах, разговоры о великодушии и самоотверженности многих и о мелочности и глупости немногих, это дискуссии о науке и о Боге… И о будущем.

Необъяснимо притягательным и ярким воспоминанием на протяжении всех лет и самых разных событий остался его неизменно внимательный, тактичный, глубокий, иногда искрящийся юмором и всегда… думающий взгляд. Взгляд, направленный на мысль и душу собеседника.

Он прожил жизнь….

Жизнь Человека, созидавшего Историю!

Он прожил несколько жизней…

Он прожил жизнь мужественного человека. Дело теоретического построения нового образа, нового видения образования, которое он делал в образовании, требовало бесстрашия и смелости в историческом противостоянии с тем, что считалось незыблемым, как мир.

Он прожил жизнь терпеливого человека, который умел ждать нужного времени и нужного понимания, чтобы кропотливо, не отступая, не отказываясь от своих слов и своего дела начинать переход от Группового способа обучения Коллективному!

Он прожил жизнь высокообразованного человека. Он не довольствовался случайными, неточными, непроверенными сведениями. Он всегда добирался до первоисточников идей и до истоков смысла. Он помнил названия статей и книг, даты событий, фамилии и имена тех, с кем работал даже недолгое время. Он помнил всех и когда ему было 60 лет, и когда ему было 70, и когда ему было 80.

Он прожил жизнь гуманного и интеллигентного человека. Он не поклонялся званиям, почестям, авторитетам, должностям. Он поклонялся истине. Он служил науке и людям.

Он прожил несколько счастливых жизней…

Нас очень много, тех, кто помнит с уважением и восхищением об Учителе, о Виталии Кузьмиче Дьяченко. Это Светлая Память!

Источник:
Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2009. № 10. С. 18-19.