Дьяченко Виталий Кузьмич

Виртуальный музей В.К. Дьяченко >>> (т.е. другой способ представления содержания этой страницы)

21 июня 1923 г. — 15 января 2008 г.

Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный учёный, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным.

Дьяченко0068Дьяченко Виталий родился 21 июня 1923 г. в Украине, в селе Жаботино Каменского района Черкасской области.

В конце 30-х годов его отца, активиста колхозного строительства, отправили учиться в Москву. В феврале 40-го года к нему приехал Виталий и стал учиться в школе № 276. В январе 1941 г. познакомился с 64-летним Александром Григорьевичем Ривиным и его методом. Их знакомство длилось полгода: выпускной вечер будущего педагога и учёного совпал с началом Великой Отечественной войны, он ушёл на фронт,  в парашютно-десантные войска, оборонял Москву. Но вскоре был комиссован по  болезни.

Вернувшись с фронта, поступил учиться в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Потом перешёл в Киевский государственный педагогический институт им. A.M. Горького, который окончил с отличием в 1946 г. по специальности «педагогика и психология». В 1946-1949 годах – учёба в аспирантуре.

С 1949 г. преподавал в Киевском пединституте. В 1952 г. защитил диссертацию кандидата педагогических наук на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания логики в школе». С 1955 г. работал в школах города Москвы (№№ 544, 12, 91, 16, 13, 343). С 1974 г. работал старшим преподавателем на кафедре педагогики и психологии в Центральном институте усовершенствования учителей РСФСР. В 1983-1987 годах возглавлял кафедру педагогики Красноярского государственного университета. А с 1987 г. перешёл в Красноярский институт усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации работников образования), где трудился до последнего дня. Общий педагогический стаж В.К. Дьяченко — более 60 лет.

В 1985 г. Виталию Кузьмичу присвоено учёное звание доцента, а в 1993 г. – учёное звание профессора. Награжден в 2003 г. медалью К.Д. Ушинского. С 1996 г. – действительный член Международной педагогической академии. В 1978 году награждён знаком «Отличник народного образования.

История становления и распространения дидактической теории и концепции Виталия Кузьмича специфична. Основные положения этой концепции были разработаны в 1950-е гг. С 40-х годов ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и практическую работу по созданию дидактики как науки, с позиций естественно-научного подхода разработал понятийно-категориальный аппарат современной дидактики («обучение», «организационные формы обучения», «организационная структура учебного процесса», «общественно-исторический способ обучения»); создал теорию общественно-исторического (стадиального, формационного) развития процесса обучения.

Важнейшее положение дидактики В. К. Дьяченко: «Процесс обучения — материальный процесс!» Это такой процесс, в котором существуют объективные законы развития. Исторически обучение проходит через свои определённые стадии развития.

Сущность обучения, выявленная В. К. Дьяченко: «Обучение есть особым образом организованное общение (звуко-знаковое взаимодействие) людей, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественно-исторический опыт, все виды человеческой деятельности», — наиболее точно ухватывает специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики, позволяет построить остальные понятия дидактики как производные.

Он впервые ввел понятие «общие формы организации обучения», которое стало общепризнанным и вошло во многие учебники по педагогике. Его первая книга, изданная в Красноярске в 1984 г., так и называется — «Общие формы организации процесса обучения».

Общих организационных форм обучения четыре: индивидуальная, групповая, парная (пары постоянного состава) и коллективная. Каждая общая оргформа проявляется через конкретные формы обучения. Например, индивидуальная может проявиться через самостоятельную работу ученика; парная форма встречается в виде диалога «учитель — ученик», «научный руководитель — аспирант»; групповая форма в виде объяснения нового материала на уроке, в виде доклада ученика, которого слушает весь класс, в виде лекции преподавателя.

Классификация базисных форм организации обучения, производная от его сущности, позволила В. К. Дьяченко проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее. Учёным замечено, что та или иная общественно-историческая формация (стадия) обучения определяется организационной структурой учебного процесса. В организационную структуру учебных занятий каждого следующего способа обучения включается новая оргформа в качестве ведущей.

Человеческая цивилизация пережила два общественно-исторических способа обучения: индивидуальный (ИСО) и сегодняшний групповой (ГСО). Очередную формацию Виталий Кузьмич назвал коллективным способом (КСО). Вероятно, по причине лексической многозначности этого термина учёному часто приписывают вместо такого понимания КСО совсем другое — работу в парах сменного состава. В ИСО использовались индивидуально-опосредованная и парная формы, в ГСО к ним добавилась в качестве ведущей групповая форма, в КСО будут все четыре формы при ведущей роли коллективной.

Сильная сторона Виталия Кузьмича — практика. Вместе с группой единомышленников создал уникальный инновационный опыт. Всю свою жизнь он преподавал в школе и в вузах. И где бы он ни работал, он действовал на основе своих взглядов: в красноярских школах № 21 (Авторской школе), № 42 и № 93, Устюжской средней школе Емельяновского района, в школах Тюменской области, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Ярославля, Кемерово, Новокузнецка, в школах Якутии, Казахстана, Киргизии и др.

Виталий Кузьмич является основателем нового педагогического движения не только в крае, но и в России, получившего признание и широкое распространение под названием «Коллективный способ обучения» – КСО.

Является автором почти двух десятков фундаментальных книг по современной дидактике.

Скачать вводную статью в DOC, в PDF

Dyachenko_plakat

Он там, где нам придётся жить!

Победных лозунгов, реляций,
Реформ и псевдоновизны,
Педагогических новаций
Настряпано на полстраны.

Опомнитесь, творцы эпохи.
Вы – в прошлом, несмотря на то,
Что вам перепадают крохи.
А будущее все ж за КСО!

Короткой аббревиатурой
Нам всем гордиться суждено.
В педагогической культуре
Дьяченко прорубил окно.

Да, КСО звучит, как выстрел,
Как вызов миру на дуэль.
Его идеи, опыт, мысли
Уже давно попали в цель.

Он был… Во времени прошедшем
О нём не будем говорить.
Он – там, в далеком бесконечном!
Он – там, где нам придется жить!

Д.И. Карпович

Краткая биография выдающегося дидакта

Биография в изложении историка Андюсева Бориса Ермолаевича >>>

Моменты из жизни Виталия Кузьмича. Смотреть видеоролик >>>

Виталий Кузьмич рассказывает о начале своего научно-педагогического пути
23 февраля 1999 года. II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики».
Смотреть видеорассказ >>>
Читать стенограмму >>>

О встрече с А.Г. Ривиным >>>

Журналы "Коллективный способ обучения" о В.К. Дьяченко

2008 г., № 10            2013 г., № 13

Фото

Дьяченко В.К. с однокурсниками Киевского пединститута. 1945 г.

См. другие фото >>>

О вкладе В.К. Дьяченко в педагогику

Мкртчян М.А. Начала новой дидактики // Инновации в образовании. – 2012. – № 7. – С. 47-57.
Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г. : в 2 ч. Ч. 1. – Красноярск, 2009. – С. 72-77.
Карпович Д.И. Виталию Кузьмичу — 80? // Вестник КСО. – 2003. – № 18. – С. 1.

Книги

 

Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. 185 с.

Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика 1989. 159 с.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. 192 с. (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).

Дьяченко В.К. Передовой педагогический опыт в современных условиях. Алма-Ата, 1991.

Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения. Усть-Каменогорск, 1992. 182 с.

Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Красноярск, 1994. 182 с.

Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему обучения по способностям. Красноярск, 1995. 216 с.

Дьяченко В.К. Диалоги о школе ХХI века. Алматы,1995.

Дьяченко В.К., Кусаинов Г.М. Основы современной дидактики. Алматы, 1996.

Дьяченко В.К. Современная дидактика: В 2 т. Новокузнецк, 1996.
Часть 1. 261 с.
Часть 2. 334 с. (Другая ссылка для скачивания двух частей)

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998. 436 с.

Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: в 2 ч. Новокузнецк, 1999.
Часть 1. 167 с.
Часть 2. 209 с.

Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004. 352 с.

Дьяченко В.К. Наука об обучении и образование XXI века. Красноярск – Усть-Каменогорск – Алматы, 2004. 418 с.

Дьяченко В.К. Основное направление развития образования в современном мире. М.: Школьные технологии, 2005. 512 с.

Дьяченко В.К. Как создаются педагогические мифы? Красноярск – Усть-Каменогорск – Алматы, 2005. 102 с.

Дьяченко В.К. Дидактика: в 2 т. М.: Народное образование, 2006.
Том 1. 400 с.
Том 2. 384 с.

Дьяченко В.К. Изучение математики в системе коллективных учебных занятий. Очерки. (Изучение математики в условиях перехода от группового способа обучения к коллективному). Рукопись. 2001. Неизданное.

Интервью

Я всегда первым прокладывал «лыжню»…Интервью журналу «Коллективный способ обучения» (2007, № 9).
В разговоре затронуты фундаментальные вопросы дидактики и построения коллективного способа обучения: теория, практика и методология становления; предшественники, основатели, последователи. Центральное место отводится обсуждению проблем использования терминологического аппарата, преобразования и развития научного тезауруса.

Планы — больше жизни. Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете», 1999, № 22 (см. с середины страницы). Это же читать на сайте КСО

Почти все современные достижения педагогики реакционны.
Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете» (2002, № 11)

Видео

Встреча в концертной студии «Останкино» с Виталием Кузьмичом Дьяченко.
По Центральному телевидению передача была показана 4 декабря 1988 года.
часть 1 (30 мин 12 сек) >>>
часть 2 (30 мин 12 сек) >>>
часть 3 (3 мин 31 сек) >>>

В гостях у Виталия Кузьмича
За столом у Виталия Кузьмича его ученики Манук Ашотович Мкртчян и Марина Вениаминовна Архипова. Как всегда, разговор идёт о главном: о проблемах и перспективах становления школы будущего. 1999 год. Смотреть >>>

Публичные выступления Виталия Кузьмича (видео)

Коллективный способ обучения и его исторические и педагогические корни
Доклад сделан на летнем сборе КСОшников 21 июня 2002 года (в 79-й день рождения Виталия Кузьмича).
Смотреть >>>
Читать тезисы доклада >>>

О преобразовании дидактики в науку
Почему традиционные дидактические представления нельзя называть наукой? Каковы основы новой дидактики?
Доклад сделан на II Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» 23 февраля 1999 года.
Смотреть >>>
Читать текст доклада >>>

Коллективный способ обучения и реформирование школы
Доклад прозвучал на научно-практической конференции «Реальное состояние и ближайший ожидаемый рубеж в становлении коллективного способа обучения» 22.06.2000 в г. Красноярске.
Смотреть >>>
Читать стенограмму доклада >>>

Развивающее обучение и новая педагогическая технология
(март 1996 года, г. Новокузнецк, Кемеровская область)
Часть 1. Развивающее обучение и гипотеза Л.С. Выготского. Концепции развивающего обучения. Сущность обучения и его строение.
Часть 2. Организация учебного процесса. Структуры общения и формы организации обучения. Особенности коллективной формы обучения. Общие и конкретные формы организации процесса обучения. Две классификации общих форм организации обучения. Организационная структура учебного процесса. Исторические стадии развития процесса обучения.
Часть 3. Мировой кризис системы образования. Объективные возможности учителя в условиях классно-урочной системы обучения. Противоречия группового способа обучения. Дидактическая система Л.В. Занкова.
Часть 4. Сотрудничество учащихся в парах сменного состава «по горизонтали» и «по вертикали». «Красноярский» и «лангепасский» варианты технологии сотрудничества «по вертикали».

Слово об Учителе (видео)

Подвижник. Фильм о Виталии Кузьмиче Дьяченко
Фильм о выдающемся педагоге, дидакте Виталии Кузьмиче Дьяченко, основателе современной дидактики, теоретике и практике коллективного способа обучения.
Автор фильма: профессор Валентин Рыбалко; видеосъемка: Тимофей Власов, Александр Смирнов; видеомонтаж: Тимофей Власов. Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006 год.
Смотреть >>>

Слова благодарности и поздравления Виталию Кузьмичу Дьяченко
Говорят Вебер Галина Макаровна (первый зам. руководителя Главного управления образования Красноярского края), Карпович Дмитрий Иннокентьевич (директор школы № 141 г. Красноярска), Лагунова Людмила Ивановна (методист Тверского ИПК).
II Всероссийская научно-практическая конференция «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» (23 февраля 1999 года), приуроченная к 75-летию выдающегося дидакта.
Смотреть >>>

Ученики об Учителе
Мемориальное заседание на IV Всероссийской конференции «Современная дидактика и качество образования» 25 января 2012 года.
Выступают ученики выдающегося дидакта: Литвинская Ирина Геннадьевна, Бондаренко Людмила Васильевна, Куриленко Тамара Ивановна, Будищева Нина Николаевна, Карпович Дмитрий Иннокентьевич, Говорова Агафья Илларионовна.
Смотреть >>>

Всероссийские дидактические чтения (конференция)

Материалы Первых чтений (статьи, доклады, видео, общая информация) 20-21 июня 2013, приуроченных к 90-летию выдающегося дидакта

Воспоминания о В.К. Дьяченко

Бондаренко Л.В. Колоссальная сосредоточенность, открытость к миру, готовность к освоению нового
Однажды к Дьяченко обратился Михаил Петрович Щетинин, известный педагог-практик. Он просил разрешения использовать в своей авторской школе методики работы в парах сменного состава, описанные Виталием Кузьмичом в своих статьях.  На что Дьяченко ответил…
Читать >>>
Смотреть выступление >>>

Мкртчян М.А. «Девятижды герой герой Советского Союза»
Виталий Кузьмич не только знал историю советской педагогической жизни, но и в определённом смысле был соавтором этой истории. Как-то он мне говорил, что он девятижды герой Советского Союза. «Девять раз меня по приказу руководства увольняли с работы, упрекая в разных немыслимых грехах. Потом восстанавливали, ссылаясь на мои неоценимые заслуги перед родиной в деле развития теории и практики советской педагогики. Вот я и думаю, что за эти заслуги могли бы и дать звание героя, но так как я был безработным, то в качестве большого подарка восстанавливали меня на работе».
Читать далее >>>

Яловец Т.В. Курс личности
– Виталий Кузьмич, а Вы в партии коммунистической были? – вдруг спрашиваю я ни с того, ни с сего.
– Был, и даже дважды – немного помолчав, ответил Дьяченко. – Первый раз меня исключили за… Читать далее >>>

Васильева Е.Н. Великий Дидакт
Юрий Евгеньевич Васильев, бывший в то время директором Красноярского института усовершенствования учителей, по роду своей деятельности часто бывал в Центральном ИУУ. Виталий Кузьмич Дьяченко увлек Юрия Евгеньевича своими преобразующими идеями. Читать далее >>>

Григорьева Э.Л. КСО — это звучит гордо!
Москва, июнь 1987 года, Всероссийский съезд учителей, где мне доверено было выступить от учителей г. Красноярска. «Используя различные приёмы и методы обучения, мы убедились, что результативна коллективная формы работы в парах сменного состава, осуществляемая в сотрудничестве с В.К. Дьяченко».
– Что? Дьяченко? Вычеркнуть его фамилию! – потребовал чиновник от Министерства просвещения. Читать далее >>>

Серёменко Н.П. Феномен Учителя
Первое впечатление: человек с юношеской энергией в сочетании с жизненной мудростью – это ли не признак гения? Это интуитивное впечатление подтверждалось всегда при последующих встречах, – он выглядел моложе, чем был на самом деле. Это правда: тот, кто много работает, ищет, думает, общается с молодыми, сам молодеет даже внешне, а уж внутренне – несомненно. Читать далее >>>

Куриленко Т.И., Мачикина Л.Н., Ланкина Э.Г.
Идейный вдохновитель и учитель школы № 21

Дьяченко, уча других, сам всю жизнь учился. Когда в нашу жизнь вошли компьютеры, он «загорелся» идеей освоить их. Сначала он учился сам, потом сел рядом с учителями на недельные курсы в школе. И всё равно у Виталия Кузьмича было много вопросов. Тогда свои услуги предложил ученик Павел Шелехов. И вот уже наш знаменитый академик получает компьютерное образование через ученика-учителя. Читать далее >>>

Карпович Д.И. Он всегда был открыт для диалога
Наши частые встречи с Виталием Кузьмичом всегда превращались в спор, в противостояние: я возражал по поводу его знаменитой «лесенки-вертикали», он меня критиковал за излишнее увлечение методологическими «штучками». Это был настоящий учёный. Он не держал дистанцию, не придерживался строгих правил так называемой субординации, не бравировал званиями. Читать далее >>>

Будищева Н.Н., Говорова А.И. Работа в парах представлялась мне вначале каким-то неуправляемым «колхозом»
Виталий Кузьмич с 6 часов вечера и до 12 ночи устроил мне «предзащиту». Открывал каждую страницу моей диссертации и задавал по три вопроса по каждой странице. На защите в диссертационном совете вопросы казались игрушечными…
Читать >>>
Смотреть выступление >>>

Бондаренко Л.В. Он прожил несколько жизней
Последние наши встречи – это помощь в освоении компьютера, беседы о педагогических мифах, разговоры о великодушии и самоотверженности многих и о мелочности и глупости немногих, это дискуссии о науке и о Боге… И о будущем.
Читать далее >>>