Лаборатория фундаментальных исследований образования

«Руководитель» лаборатории: Лебединцев В.Б.
+7-909-523-40-32
Lebedincev СОБАЧКА kipk.ru

Доклад на организационно-деятельностной игре (23-27 сентября 2013 г. в Красноярске —  материалы ОДИ) по теме «Концептуальные представления об экспериментальной площадке РАО по становлению коллективного способа обучения», на которой обсуждалась возможность создания ОЭП РАО.

Предыстория ОДИ

Богатый многолетний опыт строительства коллективного способа обучения, в частности, разработки разных дидактических систем и вариантов организации коллективных учебных занятий в образовательных учреждениях России (Красноярского края, Якутии, Кемеровской, Ярославской  областей и других регионов), Армении и Казахстана был одобрен в самых высоких научных кругах. Поступило предложение о создании экспериментальной площадки по становлению коллективного способа обучения под эгидой Российской академии образования.
Подробнее о выступлении М.А. Мкртчяна на заседании Президиума РАО 27 марта 2013 г. и о решении академиков >>>

Доклад группы "Лаборатория фундаментальных..."

Наша инновационная площадка имеет условное название «Лаборатория (институт) фундаментальных исследований образования». Возможно, в последующем потребуется уточнить и скорректировать название, например «… теоретической дидактики», «… проблем дидактики».

1. Предназначение ОЭП РАО – осуществлять искусственное воздействие на ход становления КСО. Предназначение «Лаборатории фундаментальных исследований образования» – обеспечивать целостность представлений всей ОЭП РАО о сущности, строении и развитии обучения как общественно-исторического феномена, его системообразующей роли в сфере образования.

2. Деятельность других субъектов, включая площадки ОЭП РАО по становлению КСО, являются для нас обстоятельствами и объектом влияния на их (субъектов) представления.

С рефлексивной позиции по отношению к образованию в целом – все остальные субъекты, включая инновационные площадки ОЭП РАО, реализуют естественный ход становления КСО.

3. Преобразуя представления разных субъектов становления новой образовательной практики, лаборатория обеспечивает со своей стороны искусственный ход становления КСО.

4. В ОЭП РАО по отношению к базовому процессу образования – обучению – должны быть выделены два типа инновационных площадок:

– базовые: реализующие процесс обучения – создают очаги нового в настоящем;

– инфраструктурные: обеспечивающие процесс обучения.

Инновационность инфраструктурных площадок заключается в усилении искусственного хода становления КСО посредством преобразования представлений других субъектов ОЭП.

Лаборатория относится к числу инфраструктурных инновационных площадок. Инновационность лаборатории проявится в содержании, характере и организации исследований и деятельности самой лаборатории, в предназначении и характере взаимодействия с другими субъектами.

5. Методологической основой деятельности Лаборатории фундаментальных исследований является базовая схема взаимосвязи реальной и идеальной действительности («практики» и «мышления»).

shema_dey-ti_lab_did_issled

Материалом для новых теоретических обобщений является практика: неКСОшная и имеющиеся очаги КСОшной практики – и представления «старой», «традиционной», «классической» дидактики.

В аспекте дидактических представлений (в слое идеальной действительности) лаборатория строит новую дидактику (в частности, такие её разделы, как «общая дидактика» и «теория КСО»). Под влиянием теоретико-методологических построений лаборатории «старая», «традиционная», «классическая» дидактика имеет шанс войти в преобразованном виде в состав новой дидактики.

В аспекте образовательной практики (в слое реальной действительности) результаты исследований лаборатории предназначены в первую очередь для создания очагов будущей КСОшной практики, а также совершенствования и изменения имеющейся КСОшной практики, а кроме того, могут влиять на не КСОшную практику.

6. Задачи деятельности лаборатории:

а) разработка и формирование понятийного и идейного аппарата, подсказывающего принципиально новые варианты конкретностей образовательной практики;

б) формирование мировоззрения у разных групп педагогического сообщества;

в) …

7. Продукты работы лаборатории: статьи, монографии, диссертации (включая статьи в журнал «Коллективный способ обучения» как межплощадочное издание — межплощадочное как по содержанию, так и по организационно-техническим вопросам).

8. Места влияния на представления других: научные печатные и электронные издания; конференции; круглые столы; учебные курсы; семинары.

9. Проблемы деятельности лаборатории:

а) организация коммуникации внутри лаборатории на этапе её становления;

б) организация коммуникации с другими инновационными площадками;

в) как и с кем организовывать коммуникацию за пределами очагов КСОшной теории и практики.

В аспекте решения третьей проблемы важно в первую очередь выделить значимых субъектов теоретиков дидактики и политиков, влияющих на развитие теории и практики образования.

10. Сотрудники лаборатории и их направления исследования на ближайшие годы:

Лебединцев В.Б. «Методологический и теоретико-дидактический аппарат разработки новых (нефронтальных) институциональных систем обучения».

Горленко Н.М. …

Ушева Т.Ф. «Рефлексия как качество будущего человека: дидактический аспект».

Горленко Н.М. (слева), Ушева Т.Ф.

Рязанов В.А. «Организационные формы обучения. Стадии переходного периода от одного способа обучения к другому».

Ryazanov

Рязанов В.А.