Специфика образовательного процесса в разновозрастном коллективе

Специфика образовательного процесса в разновозрастном коллективе характеризуется следующими принципиальными чертами:

1) вместо автономно существующих классов функционирует единая разновозрастная группа;

2) на занятиях разворачиваются одновременно несколько учебных ситуаций; при этом ведущее место занимает индивидуальная работа учащихся, в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных;

3) у каждого ученика свой план деятельности на занятии, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ;

4) программа не делится на годичные блоки, а является целостной программой в рамках нескольких лет обучения (например, 1-4, 2-4, 5-9, 5-7, 10-11);

5) занятия совместно планирует и ведёт учительская кооперация, распределяя между собой функции и обязанности: учитель-организатор учебного процесса, учитель-предметник и учитель-ассистент;

6) управление учебным процессом осуществляют не только учителя, управленческие функции выполняются учителями и учениками совместно.

Подробнее см. на странице Разновозрастный учебный коллектив