—————————————————————
Из неопубликованного
Мкртчян М.А. Философия, методология и игротехника. Красноярск (конец 90-х годов XX века). (Рукопись)
—————————————————————
Мкртчян Манук Ашотович: автобиографический очерк // ММК в лицах / сост. М.С. Хромченко. М.: Фонд «Институт развития Г.П. Щедровицкого», 2006. С. 337-339.
«Мы все вышли из СССР»: интервью / автор интервью Алексей Трешин // Городские новости: газета. Красноярск, 2015. 19 марта (№ 37).
Философия и методология образования. Общие теоретико-дидактические вопросы
Мкртчян М.А. Конец «Великой дидактики» великого Яна Амоса Коменского // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2016. № 16. С. 3-15.
Мкртчян М.А. Общеобразовательная значимость предметов естественно-математического цикла // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. М.: Перо. 2016. С. 290-296.
Мкртчян М.А. О проблемах дидактики и дидактов // Коллективный способ обучения. 2014. № 14. С. 3-11.
- Мкртчян М.А. Деятельностная включенность каждого в обучение как основа коллективности учебного процесса // Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении: материалы VIII Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 28–29 января 2016 года. Красноярск, 2016. С. 55-62.
- Мкртчян М.А. Шесть конференций по дидактике: результаты, проблемы, перспективы // Современная дидактика и качество образования: в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты: материалы VII Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 26–27 февраля 2015 г. Красноярск, 2015. С. 8-22.
- Мкртчян М.А. Дидактические средства новой образовательной практики // Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения: материалы V Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 23–25 января 2013 г. Красноярск, 2013. С. 44-54.
- Мкртчян М.А. Дидактическое обеспечение становления новой образовательной практики в России // Современная дидактика и качество образования: обеспечение индивидуального прогресса в обучении: материалы IV Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 25-27 января 2012 г. Красноярск, 2012. С. 39-46; 86-91; 139-147.
- Мкртчян М.А. Значимые идеи первой и второй конференций // Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов: сборник статей и стенограмм III Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов», Красноярск, 19–21 января 2011 г. Красноярск, 2011. С. 12-27.
- Мкртчян М.А. Актуальные проблемы современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г.: в 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 12-21.
- Мкртчян М.А. Методологические проблемы построения дидактических понятий // Современная дидактика и качество образования: проблемы и решения новой школы: материалы II Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 21-23 января 2010. Красноярск, 2010. С. 8-14.
Мкртчян М.А. Возможности системо-мыследеятельностной методологии в осмыслении сущности будущей цивилизации // Коллективный способ обучения. 2013. № 13. С. 3-6.
Мкртчян М.А. Сетевая организованность образовательного пространства: некоторые соображения о проблемах теории и практики // Коллективный способ обучения. 2008. № 10. С. 20-27.
Мкртчян М.А. Начала новой дидактики // Инновации в образовании. 2012. № 7. С. 47-57.
Мкртчян М.А. Постулаты обучения // Коллективный способ обучения. 2000. № 5. С. 6-7.
Мкртчян М.А. Цели образования // Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей. Красноярск, 2001. С. 5-10.
Мкртчян М.А. Прожектные идеи и утопии на третье тысячелетие // Коллективный способ обучения. 1996. № 3. С. 6-7.
Мкртчян М.А. Дидактические основы инновационного образования // Известия Российской академии образования. 2012. № 2. С. 73-79.
Мкртчян М.А. Проблемы современной дидактики // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 44-46.
Мкртчян М.А. Становление общего образования // Инновации в образовании. 2011. № 4. С. 115-123.
Мкртчян М.А. Перспективы развития дидактики // Инновации в образовании. 2011. № 5. С. 42-50.
Мкртчян М.А. Вклад В.К. Дьяченко в создание современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: материалы научно-методической конференции, Красноярск, 15-16 января 2009 г.: в 2 ч. Ч. 1. Красноярск, 2009. С. 72-77.
Мкртчян М.А. Основы современной дидактики по В.К. Дьяченко // Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сборник статей. Красноярск, 2004. С. 7-16.
Мкртчян М.А. Методологические вопросы педагогических исследований и практических построений // Методологические и теоретические подходы к решению проблем практики образования: сб. статей. Красноярск, 2004. С. 98-109.
Мкртчян М.А. Вопросы построения новой образовательной практики // Мир образования – образование в мире. 2004. № 1. С. 96-101.
Мкртчян М.А. Методологические соображения вокруг проблем создания новой образовательной практики // Практика внедрения индивидуально-ориентированной системы обучения. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. С. 123-129.
Мкртчян М.А. Проблематика и основные направления исследований и разработок в области методики преподавания математики // Образование в техническом вузе в ХХI веке: международный межвузовский научно-методический сборник. М., 2008. С. 52-54.
Мкртчян М.А. Современные проблемы практики образования как фактор развития современной дидактики // Современная дидактика и качество образования: проблемы и решения новой школы: материалы II Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 21-23 января 2010. Красноярск, 2010. С. 8-14.
Мкртчян М.А. Технологические основы перехода на деятельностное содержание образования // Практика развития образования: научно-методические материалы. Красноярск, 2004. С. 37-42.
Мкртчян М.А. Вузовское педагогическое образование: ключевые проблемы // Образовательные технологии. 2011. № 1. С. 21-24.
Мкртчян М.А. Проблемы профессионального педагогического образования // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск, 5-8 июня 2009 г.: в 2 т. Т. 1 / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. С. 235-241.
Теория коллективного способа обучения. Технология коллективных учебных занятий
Мкртчян М.А. ХХ век – три этапа становления идей КСО // Коллективный способ обучения. 1995. № 1. С. 6-10.
Мкртчян М.А. Фазы переходного периода от группового способа обучения к коллективному // Коллективный способ обучения. 1995. № 2. С. 8-11.
Мкртчян М.А. Проблемы выяснения реального состояния и обозначения ближайшего рубежа в становлении КСО // Реальное состояние и ближайший ожидаемый рубеж в становлении коллективного способа обучения: сборник материалов ОДИ-34. Красноярск, 2000. С. 9-19, 25-28.
Мкртчян М.А. О фазах становления коллективного способа обучения // Коллективный способ обучения. 2001. № 6. С. 3-12.
Мкртчян М.А. Вопросы создания коллективного способа обучения: история, проблемы, перспективы // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2000. № 4. С. 6-14.
Мкртчян М.А. Идеологические основы коллективного способа обучения // Теория и технология коллективных учебных занятий. Начальный курс: учебное пособие. Красноярск, 2005. С. 9-17.
Мкртчян М.А. Сетевая организованность образовательного пространства: некоторые соображения о проблемах теории и практики // Коллективный способ обучения. 2008. № 10. С. 20-27.
Мкртчян М., Лебединцев В. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление // Народное образование. 2009. № 2. С. 218-227.
Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. 2011. № 2. С. 65-72.
Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий. Часть 1 // Справочник заместителя директора школы. 2010. № 12. С. 50-63. (Методика изучения текстов. Методика создания текстов. Методика взаимопередачи тем.)
Мкртчян М.А. Методики коллективных учебных занятий. Часть 2 // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 1. С. 55-64.
(Методика взаимообмена заданиями. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Методика взаимотренажа. Методика доводящих карточек.)
Мкртчян М.А. Анализ коллективных учебных занятий // Анализ современного урока: подходы, схемы, модели: учебно-методическое пособие / составитель Н.Ф. Ильина. Красноярск. 2009. С. 38-40.
(Статья написана в 90-е годы ХХ века.)
Мкртчян М.А. Методика взаимопередачи тем (теоретический аспект) // Начальная школа. 1993. № 2. С. 13-16.
Мкртчян М.А. Взаимообмен заданиями // Математика в школе. 1991. № 6. С. 13-16.
Общая методология и игротехника
Мкртчян М.А. Актуальные вопросы игротехнической деятельности // Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей. Красноярск, 2001. С. 70-75.
Мкртчян М.А. Методологические представления о программной организации деятельности // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. 2007. № 9. С. 48-56.
Мкртчян М.А. Естественное и искусственное в социальных процессах // Материалы организационно-деятельностных игр директоров малокомплектных и малочисленных сельских школ: 2001-2002 годы. Красноярск, 2003. С. 150-157.
Мкртчян М.А. Методология преобразования общественного объекта // Материалы организационно-деятельностных игр директоров малокомплектных и малочисленных сельских школ: 2001-2002 годы. Красноярск, 2003. С. 132-147.
Мкртчян М.А. О программной организации деятельности // Модель программирования деятельности и непрерывного образования педагогов школ: сборник материалов организационно-деятельностной игры директоров проекта по преобразованию малокомплектных школ (ОДИ-48). Красноярск, 2004. С. 19-29.
Мкртчян М.А. О соответствии мощности субъекта масштабу предстоящих преобразований // Модель программирования деятельности и непрерывного образования педагогов школ: сборник материалов организационно-деятельностной игры директоров проекта по преобразованию малокомплектных школ (ОДИ-48). Красноярск, 2004. С. 52-53.
Мкртчян М.А. Организационно-деятельностные игры как средство формирования и развития субъектов (индивидуальных и коллективных) деятельности // Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей. Красноярск, 2001. С. 10-14.
Мкртчян М.А. Техники и способы проектирования и рефлексии // Модель программирования деятельности и непрерывного образования педагогов школ: сборник материалов организационно-деятельностной игры директоров проекта по преобразованию малокомплектных школ (ОДИ-48). Красноярск, 2004. С. 14-18.