«День без классов и уроков»: организация обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным программам

Активно работая более трех лет в межмуниципальном проекте «Организация образовательной среды на основе сотрудничества детей и взрослых», мы перенимаем опыт школ сотрудничества и сами делимся своими наработками и достижениями. Сегодня и мы представляем свой опыт работы по организации и проведению «Дня без классов и уроков» в старшей школе.

Отличительным признаком организации образования старшеклассников в деятельностной парадигме является смещение акцента с идеи освоения учебной программы на идею создания, проектирования индивидуальной образовательной программы учащимся в соответствии с личностно значимыми для него предпочтениями. Ученик становится соучастником образовательного процесса. В проявлении способности к самоизменению и выражается его субъектная позиция. Для того чтобы старшеклассник проявлял и имел возможность социальной апробации субъектной позиции, он должен стать автором той деятельности, которую исполняет, то есть автором своей (индивидуальной) образовательной программы (ИОП). И мы предоставляем ему такую возможность.

Такие ДНИ (без классов и уроков) мы проводим пока один раз в четверть, их цель – предоставление учащимся возможности спроектировать свою деятельность (учебную и клубную) и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. (А главная «сверхзадача» — подготовить педагогов к переходу к не классно-урочной организации обучению, разработать модель такой организации в соответствии с возрастными особенностями, проигрывая при этом всю целостность образовательного процесса, а не отдельные его узлы!)

Индивидуальный план на день

Чтобы вести эту работу с учениками, необходимо было провести подготовительную работу с педагогическим коллективом. Начали с того, что администрация школы приняла самое активное участие в разработке Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края, первым шагом её реализации является подготовка организаторов обучения, основанного на индивидуальных образовательных программах. Педагогический коллектив (85%) прошел курсы повышения квалификации по разработке и реализации ИОП.

Затем по окончании четверти на школьных методических объединениях педагоги выявили дефициты по основным предметам у старшеклассников (9-11 кл.) и предложили ликвидировать пробелы в знаниях, проведя «День без классов и уроков».

Придя в школу, старшеклассники не пошли на обычные уроки, а, прослушав установочный доклад, получили пакет материалов (программу учебного курса, программу клубной деятельности, индивидуальный план работы) и приступили к проектированию своей работы на день. Каждому ученику необходимо было определить: три (максимум) предмета для изучения, темы в этих предметах, время, которое он потратит на изучение тем, с кем будет работать (в паре, индивидуально, в сводной группе) и каким способом (методика Ривина, взаимотренаж, взаимопроверка заданий), каков будет материальный результат, а также по каким темам выйдет на контроль.

Информационно-планировочный лист

Информационно-планировочный лист

Программа учебного курса включает технолого-методическую карту и маршрутно-логическую схему. В технолого-методической карте прописываются:

  • Темы учебного курса.
  • Способы освоения учебного материала.
  • Примерное время для каждого способа освоения учебного материала.
  • Форма материального результата при первичном освоении.

Маршрутно-логическая схема показывает взаимосвязи между темами учебного курса.

Примерные рекомендации ученику для составления индивидуального плана (ИП) на день:

  • Проверяю наличие своей фамилии в листах планирования (информационно-планировочных листах), составленных учительской кооперацией. Эти работы вношу в первую очередь в свой план работы на день.
  • При составлении ИП учитываю время на перемещение.
  • При составлении ИП все возникающие вопросы снимаю у дежурного учителя.
  • Расписываю каждый этап отдельно на разных строках ИП, если технология предусматривает несколько этапов работы при изучении темы.
  • При составлении ИП следую маршрутно-логической схеме.
  • Если корректирую план, то фиксирую изменения в табло учета.
  • Время по темам для самостоятельного обучения можно делить на части.
  • Не планирую много на день в ущерб качеству.
  • Согласую свой план на день с представителем учительской кооперации.

Табло учета выполнения программы учебного курса

Таким образом, составление и реализация индивидуального план на день направлены на формирование и развитие у старшеклассника огромного спектра универсальных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных).

Составление и реализация ИОП является средством индивидуализации и профилизации образовательной деятельности старшеклассников. На наш взгляд, старшая школа должна стать институтом социализации обучающихся, дать возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора и жизненных планов. Поэтому в старшей школе необходимы условия для индивидуальной образовательной активности каждого учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных возможностей и перспектив.

Береговская Лилия Владимировна,
заместитель директора по УВР Долгомостовской СОШ им. Александра Помозова (Абанский район, Красноярский край)
22 марта 2018 г.