«Перспектива» творит чудеса!

Третья смена летней предметно-методологической школы «Перспектива» (первая и вторая состоялись в 2018 и 2019 гг.) удалась на все 100 процентов во всех смыслах! В ее реализации приняли участие 36 школьников от 13 до 18 лет и двадцать взрослых – все из разных уголков края и даже из других регионов. Все, что было задумано, – выполнено и даже сформированы масштабные планы на следующий год.

Уже традиционно Школа «распахнула свои двери» в палаточном лагере «Березка» в Абанском районе с 4 по 8 июля. Руководитель – Лилия Владимировна Береговская, заместитель директора по научно-методической работе Долгомостовской СОШ.

Участниками этой смены стали дети из  трёх школ Нижнеингашского района (Берёзовская СОШ, Тинская СОШ №1, Решотинская СОШ№ 1), четырёх школ Абанского района (Почетская СОШ, Никольская СОШ, Устьянская СОШ, Долгомостовская СОШ), г. Канска (школа №7), г. Красноярска (гимназия №4), республики Тыва (средней школы районного центра Бай-Хаак).

Школьные чудеса!

Первое чудо – знакомство! Удивительно, но люди приехали в летнюю предметно-методологическую школу из разных территорий, но казалось, что все они давние друзья. Суета во время заселения, обед, прогулки до озера и обратно – все это сплотило еще больше. Уже вечером на мероприятии, организованном специально для знакомства, оставалось только уточнить некоторые детали и распределиться по отрядам.

Окончательно всех объединила дискотека: танцы, песни, смех, весело – серьёзные разговоры по вопросам: «А у вас? А у нас? А давайте?!».

Второе Чудо — создание и реализация программ. Работа Школы была организована по трем направлениям: учебная, производственная, клубная.

В самое первое утро на общем сборе ребятам рассказали, что представляет собой Индивидуальная Образовательная программа (ИОП), которую каждому ребенку нужно сформировать самостоятельно на пять последующих дней.

При этом нужно было соблюдать ряд требований:

– запланировать 10–15 часов;

– для учебной деятельности выбрать темы не менее чем из трех предметов, среди которых не менее двух тем, изучаемых по методике Ривина;

– выбрать аттестацию хотя бы по одному предмету.

Производственная деятельность должна была занимать не более трех часов, но с обязательной темой для всех – «Изготовление памятного сувенира».

Клубная деятельность – не более трех часов.

Перед детьми поставили сложную задачу, и все отлично с ней справились. Они скрупулёзно, стараясь соблюдать вышеперечисленные требования, подсчитывали и пересчитывали количество часов, обдумывая значимость выбираемых курсов и тем. Так, каждый создал свою индивидуальную программу сначала на пять дней, а потом еще (в ходе утренних планирований) и на каждый день.

Многие делали это впервые. Сколько же потом было удивления, что у них все получилось! Нужно было видеть, сколько огорчений, удивления, радости, счастья, гордости за себя и других пришлось прочувствовать и детям, и взрослым!

Для учета и контроля реализации Индивидуальных Образовательных Программ – табло учета. Дети поставили напротив выбранных тем/курсов точки, а затем они стали превращаться в крестики – значит тему освоили. Если крестик оказывался в кружочке – значит передали другому ученику, учителю.

Еще одно Чудо – летом ребята с удовольствием учились!

От химии до генетики!

За пять дней дети поняли, что многие дисциплины, которые они изучают в обычной школе, не такие уж и скучные. Все дело в правильном подходе. В «Перспективе» опытные наставники брали своих подопечных на интерес и успешность!

Так, на математике под руководством учителя Нелли Сергеевны Вельницкой ребята осваивали приёмы быстрого счёта, решали задачи на проценты, логические и с экономическим содержанием.

На физике учитель Людмила Ивановна Усольцева научила ребят применять методику Ривина (МР). В итоге девочки и мальчики изучили две сложные темы «Атмосферное давление» и «Магнетизм», а затем собственными руками из подручных материалов, работая в малых группах или парах, изготовили барометр и компас.

На биологиии снова с применением методики Ривина вместе с учителем Ольгой Леонидовной Плескач дети глубоко погрузились в законы австрийского биолога-генетика  Грегора Менделя. С помощью взаимотренажа (ВТ) работали с терминами, а применяя методику коллективных учебных занятий – взаимообмен заданиями (ВОЗ), решали сложнейшие генетические задачи.

Неоценимую помощь Ольге Леонидовне оказывали опытные учителя биологии Тинской СОШ №1 и Решотинской СОШ №1 – соответственно Наталья Викторовна Михет и Ирина Владимировна Ботяновская. Большое спасибо им за наставничество, понимание, интерес к работе в ЛПМШ «Перспектива».

Учитель Кристина Ильинична Рукосуева сумела так увлечь химией, что этот курс выбрали  почти все юные участники «Перспективы». Ещё бы, ведь здесь они проводили настоящие исследования, ставили интереснейшие опыты. Например, исследовали на качество цветочный и гречишный мед. Результат – реакция детей. Из летней веранды то и дело доносились восхищенные: «Оооо! Ах! Ух – ты!» Ведь в пробирках творились самые настоящие разноцветные чудеса.

Мёд, который взяли для исследования оказался настоящий – не подделка! Но зато ребята научились в домашних условиях отличать настоящий мед от искусственного.

Еще одно исследование, которое провели наши следопыты, будет интересно жителям сразу нескольких населенных пунктов Абанского района. Дети оценили качество воды сразу нескольких популярных озер: Пионерского, Святого, Долгомостовского, Нижнего Ингаша.

И что же?! Самой грязной оказалась вода из Долгомостовского озера, а в озере «Святом» совсем нет серебра, ради которого туда каждое лето едут люди.

Финансовую грамотность школьники освоили под руководством учителя Татьяны Анатольевны Парахонько. Они работали в малых группах, взатмодействуя в парах. С применением методики Ривина и взаимопередача тем (ВПТ) снова и снова постигали, что такое скимминг, фишинг, как предостеречь себя от SMS-мошенничества, бороться с вирусами, не стать участником финансовой пирамиды. А еще решали кейсы и стали участниками миниквеста.

Учебные модули позволили окунуться в увлекательный мир функциональной грамотности, постигая такие её составляющие, как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, при этом вникая как в сложные жизненные ситуации, так и в глобальные проблемы нашего общества, приобретая глобальные компетенции и развивая креативное мышление.

Иван-Чай и танцы

Плоды трудов производственной деятельности участники «Перспективы» потом увезли домой. Дети, выбравшие курс по изготовлению фиточая из листьев Иван-чая под наставничеством Ольги Николаевны Жуковой, будут весь год пить ароматный, вкусный и полезный чай. А самое приятно, что они изготовили его сами! Собирали, скатывали литься, мяли, сушили – это трудоемкий, но очень захватывающий процесс.

Одно из популярных направлений вела Екатерина Сергеевна Первушина – курс по изготовлению сувенира. Ребятам очень хотелось оставить себе что-то на память об этой неделе, насыщенной самыми различными событиями. Каждый изготовил подкову, украшенную в стиле русской национальной культуры.

А еще с помощью Ольги Николаевны Жуковой дети писали статью в газету, изготавливали березовые веники вместе с Юлией Валерьевной Морозовой, принимали активное участие в подготовке вечерней бани, в этом им помогал Вячеслав Морозов.

Клубная деятельность в основном состояла из всевозможных игр: «Речедвигательные игры», «Волейбол», «Хали-Гали», «Мафия», «Круг выжигала», «Крокодил», «Шарады», «Подготовка заключительной вечерней программы». Все эти развлечения организовывали Елена Андреевна Козлова и Юлия Валерьевна Морозова.

В конце дня проводилась рефлексия: сначала на общем сборе сводных отрядов, затем на совете командиров в присутствии педагогов, руководителей практик и желающих. Дальше начиналась работа учительской кооперации и планирование работы на следующий день.

Занятия и мероприятия настолько сплотили детей и взрослых, что все они стали, как говорится, роднее родных. И главное, всё время все были заняты творчеством, каким-то делом.

Вы не представляете, сколько смеха, счастливых возгласов, музыки, песен, шуток, разговоров, споров и признаний  разливалось над свободной ширью озера  и бесконечностью неба.

Самый грустный день – день отъезда. Ребята обнимались, обменивались телефонами, обещали писать и звонить и обязательно встретиться здесь, в «Перспективе», на следующий год…

За столь короткое время люди стали родными, появилось чувство, что знал их всех давным-давно. Удивительно! Это ли не чудо?!

«Хочу вернуться сюда еще!»

Отзывы о третьей смене летней предметно-методологической школы «Перспектива»

Оюн Людмила Дадар-ооловна, учитель технологии средней школы села Бай-Хаак республики Тыва:

«Очень понравилась природа, дети, учителя. Все дружелюбные и общительные, хорошо приняли. Много полезного, интересного взяла для себя. В своей школе планирую приобретённый опыт применять в рамках предметных недель. Старалась быть полезной. Включалась в производственную деятельность по изготовлению памятного сувенира с беседой в рамках Диалога культур».

Монгуш Маадр, ученик 10 класса средней школы села Бай-Хаак республики Тыва:

«Мы ехали 22 часа и не зря! Нисколько не пожалел, приобрёл новые знакомства, участвовал во всех мероприятиях, открыл в себе талант артиста. Получил аттестацию по трём предметам: финансовой грамотности, физике и  математике. Понравились новые методики изучения учебного материала – в нашей школе такого нет. По возможности, приеду ещё».

Коновалова Виктория Владимировна, учитель Берёзовской СОШ Нижнеингаского района:

«Хотелось бы ещё раз приехать, понравилась организация всей деятельности и, вообще, жизни в летней школе. Предлагаю добавить в организацию музыкальные сигналы в столовую, на учёбу, на вечернее мероприятие и т.д. Было здорово!».

Михет Наталья Викторовна, учитель биологии Тинской СОШ №1 Нижнеингашского района:

«Приехала набраться опыта, очень понравилась организация, место проведения, питание. Хотим такую летнюю школу организовать на своей территории. Предлагаю добавить перечень предметов, чтоб больше выбора было. Пыталась быть полезной, активно поучаствовала в Дне Ивана Купала. Хотела бы вернуться однозначно».

Ботяковская Ирина Владимировна, учитель биологии Решотинской СОШ № 1:

«В своей школе используем элементы КУЗ (коллективных учебных занятий), в летней школе помогали начинающему учителю биологии Долгомостовской СОШ с проведением занятий, старались работать по методикам по всем правилам, строго по алгоритму. ЛПМШ «Перспектива» понравилась. Учились, отдыхали, загорали, катались на катамаранах. Обязательно будем сотрудничать!».

Бондарь Наталья Петровна, учитель истории, заместитель директора по ВР Тинской СОШ:

«Приехала поучиться, отдохнуть, всё понравилось: дети хорошие, подружились с педагогами. Обязательно приеду снова. Предлагаю один день посвящать территории, населённым пунктам, откуда приехали – ещё больше узнаем друг о друге, расширим кругозор по географии».

Обучающиеся с. Березовка, с. Пойма Нижнеингашенского района:

«В приоритете естественно-научная грамотность. Изучили материал выше школьной программы. Получили большой опыт по написанию проектов и выполнили несколько практических лабораторных исследований, которые будем применять в девятом классе при написании проектов».

Обучающиеся с. Решоты Нижнеингашского района:

«Понравились занятия по математике. В частности, нетрадиционная форма объяснения нового (внепрограммного) материала учителем. В своей школе данный материал нам объясняли одним способом, а в данной школе по новым методикам и формам работы, в технологии КСО, где с помощью других мы прочно усвоили эту тему».

Обучающиеся из Тывы:

«Хочется отметить практико-ориентированный подход на всех занятиях. Летом самому нет желания повторять пройденный материал, что сильно повлияет на результат в начале учебного года, а в данной программе непроизвольно освежили свои знания, получили дополнительные сведения по многим темам».

Обучающиеся с. Никольск Абанского района:

«Очень понравились занятия по химии: проводили опыты, выполняли практические задания».

Обучающиеся с. Почет Абанского района:

«Понравились занятия по финансовой грамотности. Практическая часть была связана с жизненными ситуациями не только детей, но и взрослых. Рассматривались такие вопросы, как в гаджетах не попасть на уловки мошенников, не прогореть в финансовых пирамидах, распознавать в СМС-сообщениях ложную и правдивую информацию».

Обучающиеся Долгомостовской СОШ Абанского района:

«Мы приобрели новые знания по химии, финансовой грамотности, обучались друг у друга и обучали друг друга.  Школа сплотила нас, научила дружить. Мы многое поняли про себя. Понравилось всё, особенно вечерние мероприятия. «Перспектива» — идеальный вариант провести лето».

Береговская Лилия Владимировна, руководитель ЛПМШ «Перспектива», заместитель директора по НМР Долгомостовской СОШ:

«Судя по тому, что после долгого перерыва собралось большое количество людей (60 человек), третий сезон «Перспективы» удался. На будущее вместе с педагогами и ребятами наметили планы развития практико-ориентированных направлений по предметам, обязательно делиться на сводные отряды, усилить производственную деятельность».

Общее впечатление:

«Организаторы школы превзошли наши ожидания. Живописные места. Романтика.  Перезагрузка. Новые знакомства. Домашняя, теплая, дружеская обстановка. Старшеклассники с уважением относятся к нам (к ребятам помладше), нет притязаний.

Прекрасная солнечная погода, катание на катамаране, солнечные ванны. Экскурсия на святое озеро.

Непринужденная обстановка, а также человеческое сближение помогли проявить себя; у наших одноклассников неожиданно открылись их скрытые способности, и они проявили себя по-другому: кто-то запел, у кого-то увидели ритм и пластику в танцах, творческие способности в изготовлении сувениров.

Круглосуточно нас сопровождали педагоги-кураторы отрядов, с которыми мы весело и ответственно готовились и участвовали в проведении вечерних мероприятий; они давали полезные советы; вместе с нами проживали жизнь летней предметно-методологической школы. А самое главное, были для нас не просто наставниками, а нашими «сверстниками – детьми». Спасибо ВАМ: Виктория Владимировна Коновалова, Бондарь Наталья Петровна, Костюк Елена Алексеевна, Сударева Людмила Викторовна».

И напоследок

И всё-таки, произошло восьмое Чудо: работа ладилась во всём, потому что здесь все были на равных! Никто никого не заставлял, никто никому ничего не внушал, никто не учил жить… Однако, все учились, учились друг у друга: молодые у взрослых – взрослые у молодых.

В конце смены ученики, прошедшие хоть одну аттестацию, получили аттестаты. В итоге 29 учеников прошли по две аттестации, а шесть – три аттестации. Поздравляем Уфимцеву Юлию, Монгуш Маадра, Юшкевич Екатерину, Бауэр Елизавету, Сердюкову  Екатерину, Ветошенко Александру.

Выражаю благодарность в подготовке этой статьи интервьюерам: Усовой Арине, Трускиной Арине, Турлаевой Дарье, Дубовик Виктории, Мельниковой Елене и Курлович Галине Владимировне, директору Залипьевской ООШ.

Говорим огромное спасибо нашим поварам: Зуевой Любови Александровне, Комыловской Ирине Николаевне, Елагиной Яне Геннадьевне. Мнение всех участников летней школы: работники столовой к нам относились с любовью, кормили вкусно, порции большие!

До свидания, «Перспектива»! До встречи в следующем году!

Ольга Жукова,
директор Долгомостовской СОШ,
Абанский район