Становление системы коллективного обучения на основе индивидуальных маршрутов и программ

oblozhka_Stanovlenie_SKO_po_IOP_1_4Вышла в свет книга «Становление системы коллективного обучения на основе индивидуальных маршрутов и программ. Документы и публикации. 2001–2011 годы».
В книге путём размещения проектных, отчётных и нормативных документов, программ деятельности, публикаций представлен опыт разработки и построения новой институциональной системы обучения неклассного и неурочного типа – системы, в которой обучение осуществляется совместно с другими обучающимися, при этом у каждого из них своя индивидуальная программа, и эти программы реализуются посредством взаимодействия обучающихся. В этой системе место уроков занято коллективными учебными занятиями, а класса – разновозрастным образовательным коллективом. Становление такой системы связано с целостным изменением всех аспектов деятельности образовательной организации: содержательно-технологических, организационно-управленческих, нормативно-правовых, кадровых – а также деятельности муниципальных и государственных систем управления образования, подготовки кадров и т.п.
Практические шаги показаны на примере проекта Красноярского края по преобразованию малокомплектных и малочисленных сельских школ на основе идеологии коллективного способа обучения: раскрыты этапы, мероприятия, методологические основания, проблемы и достижения, перспективы.oblozhka_Stanovlenie_SKO_po_IOP_2_3
Документы и публикации демонстрируют основания разработчиков, эволюцию их представлений и мышления, подчёркивают командный дух и программный характер строительства будущего.
В электронном издании с помощью гиперссылок можно оперативно переходить от одного фрагмента к другому. Кроме того, в полный вариант (он в DOC) вложены файлы оригинал-макетов нескольких книг и статей по теме, а также слайдовые презентации.
Скачать книгу:
Полный вариант со всеми вложениями (в DOC); без вложений (в PDF)

Бернгардт Татьяна Дмитриевна вышла в «пятнашку» лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года»!

«Учительская газета» 30 сентября 2014:
Только что в актовом зале Московского государственного областного университета (город Мытищи Московской области) состоялась церемония подведения итогов I тура Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». Названы пятнадцать лауреатов финала всероссийского состязания.
В трех заочных испытаниях («Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я – учитель») и единственном задании 1 очного тура (урок) принял участие 81 человек. Уроки завершились сегодня перед обедом. Счетная комиссия оперативно подсчитала баллы. И вот перед нами лауреаты 25-го конкурса «Учитель года России-2014»:
Бернгардт Татьяна Дмитриевна, средняя школа № 16 города Ачинска Красноярского края, учитель начальных классов
Кроме традиционных мастер-классов, которые пройдут завтра, в рамках второго тура «пятнашка» участвует в заданиях «Педагогический совет» и «Образовательный проект». 5 октября в Государственном Кремлевском Дворце будет объявлено имя абсолютного победителя.

Конкурс сочинений «Мой Красноярский край»

Подведены итоги краевого конкурса сочинений «Мой Красноярский край», посвященного 80-летию Красноярского края. В конкурсе участвовали ученики 5–9 классов общеобразовательных школ Красноярского края.
Организаторы – управление информационной политики Губернатора края, краевое министерство образования и науки, а также агентство печати и массовых коммуникаций. Конкурс проходил в пяти номинациях: «История моей семьи», «Моя малая родина», «Мои земляки», «Стихотворения о Красноярском крае», «Красота сибирской природы».
На заключительный (общекраевой) этап конкурса поступило 238 сочинений из 47 муниципальных образований. В результате лучшими признаны 40 сочинений.
В номинации «Моя малая родина» победителем стала Киселёва Снежана, ученица 8 класса Колбинской СОШ (Манский район). Руководитель — Тимошенко Мария Тимофеевна, известная КСОшница, автор разных статей в .центральных журналах.
Список победителей краевого конкурса сочинений

Сегодня День Рождения Виталия Кузьмича Дьяченко

В этот день в г. Санкт-Петербурге открылись II Всероссийские чтения В.К. Дьяченко (программа, материалы).

Дьяченко Виталий КузьмичНа сайте Красноярского ИПК открыт виртуальный музей Виталия Кузьмича Дьяченко (использованы материалы нашего сайта, но предложен другой интерфейс).

Сегодня Нина Федоровна Ильина, которая 18 июня успешно защитила докторскую диссертацию, написала в своём блоге: «С утра напекла блинов, затем  поехала в Красноярский педуниверситет и рассказывала студентам про Виталия Кузьмича, затем принимала экзамен. В обед с мужем и сыном была на кладбище у Виталия Кузьмича — сегодня ему бы исполнился 91 год. Так жарко, а там ветерок, покой, умиротворение. Помыли памятник, пропололи, положили цветы. Вот так отдаю долги за свою защиту… Он тоже внес в это свой вклад своей теорией, да и не только. Однажды в разговоре он сказал, что в ИПК наука даже не ночует. В том числе и это  подвигло меня на защиту докторской».

РВГ на Таймыре

IMG_2174Несколько майских дней подряд в Первой школе столицы Таймыра городе Дудинка успешно действовала разновозрастная учебная группа начальной школы. 39  учеников первого, второго, третьего и четвертого годов обучения и их 4 учителя, ещё не восстановив силы после полярной ночи, взяли на свои плечи новый груз — груз интенсивного «индивидуального обучения»… в разных  видах совместного взаимодействия. Но, оказалось, что «своя ноша не тянет». Если у тебя получается учиться, то силы прибавляются! (Подробнее >>>)

Березовская школа получила статус базовой площадки

svidetelstvo_BerezovskayaБерезовская школа Ачинского района получила статус базовой площадки Красноярского ИПК по разработкам и исследованиям по теме «Разработка, апробация и оформление модели перехода к разновозрастному обучению в МКШ в условиях введения ФГОС» (приказ, свидетельство).

Таймырские школы получили статус базовых площадок

Носковская средняя школа-интернат получила статус базовой площадки Красноярского ИПК по разработкам и исследованиям по теме «Ненецкое школьное обучение для кочевников Носковской тундры», а Дудинская средняя общеобразовательная школа № 1 стала базовой по теме «Центр общего образования для кочевников Тухардской тундры» (приказ).

II Всероссийские дидактические чтения В.К. Дьяченко состоятся 21-23 июня 2014 г.

Место проведения: г. Санкт-Петербург.
Организаторы: частное образовательное учреждение «Школа «Обучение в диалоге» при поддержке Красноярского ИПК (центр современной дидактики).
Чтения приурочены к 25-летию школы «Обучение в диалоге», которая с самого начала своей деятельности реализует КСО на практике и получила одобрение В.К. Дьяченко.
Возможные формы участия в дидактических чтениях:
очная
заочная (путём представления статей)
дистанционная
Подробная информация >>>

Чествование педагогов ачинского инновационного комплекса

15 мая Глава Администрации города Ачинска Аникеев Владимир Ильич вручил благодарственные письма педагогам городского инновационного комплекса — победителям краевых профессиональных конкурсов. Поздравляем наших коллег!

pobeditili_achincy_2014

Слева направо наши педагоги-КСОшники: Бернгардт Татьяна Дмитриевна, Верещагина Наталья Викторовна, Кульмаер Оксана Евгеньевна, Потемкин Алексей Сергеевич. В центре — Литвинская Ирина Геннадьевна, научный руководитель инновационного комплекса

Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений

Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьниковВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) опубликовано пособие «Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников». Его автор — известная КСОшница Татьяна Федоровна Ушева, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии Иркутского государственного лингвистического университета.
В пособии представлены материалы и задания для диагностики уровня сформированности рефлексивных умений, являющихся необходимой составляющей образовательной деятельности, особым средством освоения программы в соответствии с ФГОС. Рассмотрены также педагогические условия для развития положительной динамики в развитии рефлексии у каждого школьника.
Предназначено учителям начальной школы, классным руководителям, методистам, педагогам-психологам и руководителям общеобразовательных школ; рекомендовано специалистам органов управления образованием и повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.
Читать оглавление и введение, заказать в издательстве >>>

Абсолютный победитель конкурса «Учитель года Красноярского края — 2014»

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Красноярского края — 2014» стала Бернгардт Татьяна Дмитриевна, учительница начальных классов средней общеобразовательной школы № 16 города Ачинска — школы Ачинского городского инновационного комплекса по оптимизации урока на основе ордиалога учащихся (научный руководитель И.Г. Литвинская). (См. конкурсный урок.)
В течение пяти дней 30 лучших учителей Красноярского края боролись за право стать претендентами на получение денежного поощрения в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и получить звание «Учитель года Красноярского края». «Методическое объединение», «учебное занятие», «разговор с учащимися», «дискуссионная площадка» — вот те испытания, через которые прошли финалисты конкурса, проявив свое профессиональное мастерство и личностные качества.
Татьяна Дмитриевна получила не только диплом абсолютного победителя конкурса и премию в размере 300000 рублей, теперь она будет представлять Красноярский край в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Победителем конкурса также стал ещё один КСОшник — Конев Владимир Юрьевич, учитель математики и информатики Казанцевской средней школы Шушенского района, он получил денежное поощрение в размере 200000 рублей (см. его конкурсный урок, основанный на работе в группах).
(О последнем дне и результатах конкурса подробнее >>>)

Наши — лучшие завучи Красноярского края

Стали известны имена победителей конкурса «Лучший заместитель директора образовательного учреждения Красноярского края«. По итогам финального этапа конкурса (состоявшегося 14-15 апреля 2014 г.) 14 участников получили дипломы лауреатов, 5 конкурсантов — дипломы победителей и 1 абсолютный победитель. (Список здесь.) Среди победителей и лауреатов наши КСОшники:
        победители (премия 70 тыс. руб):
Резанова Виктория Владимировна, заместитель директора по УВР средней общеобразовательной школы №12 г. Шарыпово;
Кульмаер Оксана Евгеньевна, заместитель директора по УВР средней общеобразовательной школы №7 г. Ачинска;
       лауреаты (премия 25 тыс. руб):
Верещагина Наталья Викторовна, заместитель директора по УВР средней общеобразовательной школы №16 г. Ачинска;
Егорова Тамара Анатольевна, заместитель директора по УВР Гимназии №1 г. Минусинска.

Тува осваивает систему коллективного обучения по индивидуальным программам

В Кызыле, столице республики Тыва, 24-28 марта 2014 года В.Б. Лебединцев провёл курс повышения квалификации «Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС». Всего на курсах было 51 слушателей из разных районов республики.
В ходе работы на курсе были рассмотрены вопросы: система коллективного обучения по индивидуальным маршрутам и программам; сущность индивидуальной образовательной программы, её отличие от индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной траектории; особенности составления индивидуальной образовательной программы; ИОП и общая программа учебного коллектива; учительско-ученическое самоуправление; программно-методическое обеспечение процесса обучения по ИОП и др.
Курсы были организованы по принципу: педагоги должны учиться в той же технологии, которой учат их сейчас на курсах и по которой предстоит обучаться их детям. Каждый слушатель в первый день составил свою индивидуальную образовательную программу на предстоящую неделю и реализовал её затем на коллективных учебных занятиях в разных временных кооперациях (парах, группах друг с другом или преподавателям) и индивидуально.
Слушатели о курсах и перспективах: Рукавицына Н.М., Юркова М.Г., группа (без подписи)

Лауреат краевого этапа конкурса «Учитель года»

Konev_2Завершился первый этап конкурса «Учитель года Красноярского края – 2014». Остались позади тревоги, волнения и ожидания. Лауреатами конкурса стали 30 учителей с разных уголков края. Среди них  наш КСОшник – Владимир Юрьевич Конев, учитель математики и информатики Казанцевской средней школы Шушенского района.
Konev_1Авторитетное  жюри конкурса отметило, что число учителей из сельской местности, прошедших отбор во второй тур конкурса,  в текущем году значительно возросло (в сравнении  с предыдущим) – 14. Это значит, что  в территориях края осваиваются новые педагогические технологии, растет педагогическое мастерство.
В финале лауреатов конкурса ждут новые непростые испытания, тема  предстоящего  соревнования – «Разговор с учащимися».
Konev_3    

Коллективный способ обучения — № 14!

oblogka_KSO_14_licoВышел в свет очередной номер журнала «Коллективный способ обучения». Это уже 14-й выпуск с момента его учреждения (с 1995 г.). Как всегда, журнал посвящен разным по уровням вопросам: от методологии образования и до практики. Познакомиться с содержанием >>>

Диагностика сформированности познавательных умений

obl_diagn_poznВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) опубликовано пособие «Диагностика сформированности познавательных умений у учащихся 1-4 классов». Авторский коллектив состоит из сотрудников центра современной дидактики Красноярского ИПК: М.В. Минова, Л.И. Иволгина, Т.М. Захарова, О.А. Крутень, Е.В. Григорьева, Е.В. Мартынычева.
В пособии раскрывается профессиональный подход к исследованию и анализу этой проблемы в начальной школе, предлагаются методики разработки инструментария для проведения диагностики сформированности познавательных учебных действий, описываются приёмы, способствующие развитию таких умений у учащихся начальной школы, как установление причинно-следственных связей, сравнение и классификация, выделение главного в тексте, решение задач. Читать оглавление и введение, заказать в издательстве >>>

Наши — в числе лучших завучей!

По итогам второго (очного) этапа конкурса «Лучший заместитель директора школы Красноярского края», состоявшегося в последних числах февраля, в финал вышли сразу три завуча школ Ачинского муниципального инновационного комплекса по оптимизации урока на основе оргдиалога:
Верещагина Наталья Викторовна (школа № 16″),
Зорина Валерия Анатольевна (лицей №1),
Кульмаер Оксана Евгеньевна (школа № 7).
konkurs_zavuchejДевиз конкурса: «Образовательному процессу – эффективное управление!».
Во втором этапе конкурсных испытаний приняли участие 38 заместителей директоров школ Красноярского края. По итогам ОДИ на основе экспертных оценок жюри в финал вышли 20 участников. Финал запланирован на 14-15 апреля. Пожелаем участникам конкурса успехов!

К Макаренковским чтениям

В преддверии Всероссийских Макаренковских чтений, которые состоятся в Красноярске 20-21 марта 2014 г. (см. информ. письмо), предлагаем Вашему вниманию замечательную статью немецкого исследователя Гетца Хиллинга (ФРГ) «Колония имени М. Горького — творческая лаборатория Макаренко». Он пишет об условиях и истории становления педагогической системы и ключевых педагогических положений Антона Семеновича Макаренко, о непростой судьбе его наследия и типичных заблуждениях в его понимании.

«Круглый стол» с газетой «Первое сентября»

Сотрудники Центра современной дидактики Красноярского ИПК 5 февраля 2014 г. приняли участие в «круглом столе», организованном корреспондентом газеты «Первое Сентября» Еленой Куценко. Речь шла об особом поиске, связанном с целостным изменением процесса обучения и школы, — «коллективном способе обучения». Эти поиски начинают свою историю еще с методики А.Г. Ривина, который уже в 20-х годах прошлого века пытался избавить школу от ограничений классно-урочной системы, организовать обучение на основе разновозрастного взаимодействия учащихся, позволить им осваивать материал в удобном для себя темпе.
В разговоре участвовали: Владимир ЛЕБЕДИНЦЕВ, Маргарита МИНОВА, Ирина ЛИТВИНСКАЯ, Галина КЛЕПЕЦ, Людмила БОНДАРЕНКО.
По итогам круглого стола в газете «Первое Сентября» (2014 г., № 3) вышла статья «Своим маршрутом по учебной программе. Коллективный способ обучения снимает многие минусы классно-урочной системы«. (Опубликованный вариант статьи, расширенный вариант статьи.)

День открытых дверей в средней школе № 7 Ачинска

Achinsk_7school_13-02-2014_4В средней школе № 7 Ачинска состоялся День открытых дверей.
Педагоги представили 11 уроков. Они прошли под девизом «Любой урок проводи для каждого ученика, от каждого требуй — и хороший  результат!». Подробнее >>>

Победа во Всероссийском конкурсе!

С 7 по 10 февраля 2014 г. в Москве проходил финал Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений имени Д.И. Менделеева. По словам Е.Е. Шестернинова, исполнительного директора Благотворительного фонда наследия Менделеева, на конкурс было представлено более 2000 работ, из них в финал было отобрано 320. Из Красноярска и Красноярского края в diplom_Ivanova_Olgaфинал прошли 7 работ. Защита работ осуществлялась по 10 секциям. В каждой секции рассматривалось по 30–35 работ, из которых лишь три удостаивались призового места (первого, второго или третьего). Ученица 11 класса средней школы № 7 г. Канска Ольга Иванова (единственная от нашего региона!) заняла 3 место в секции «Исследования по экологии и биологии». Её руководитель, Марина Александровна Хмырова, как известно, победила год назад во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». Поздравляем и школьницу, и её педагога!!!

Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе

Прошло чуть более полугода после выхода в свет в центральном педагогическом издательстве «Сентябрь» книги «Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе» (авторы В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец), а по инициативе издательств «Сентябрь» и «Национальный книжный центр» эта книга переиздана под новым названием «Индивидуальные маршруты и программы как основа обучения в школе». Пока в новую серию попали 4 книги. «Книги серии, — говорится на сайте педагогического издательства «Национальный книжный центр», — помогают директорам школ, их заместителям (завучам), методистам, учителям осваивать новые образовательные технологии, знакомят с лучшими практиками управления образовательными организациями».
Скачать электронный вариант >>>.
Купить бумажный вариант в интернет-магазине издательства НКЦ >>>.
Купить бумажный вариант в интернет-магазине издательства «Сентябрь» >>>.

Конференция по дидактике состоится 22-24 января 2014 г.

22–24 января 2014 года в г. Красноярске состоится VI Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования». Тема этой конференции – «Возможности дидактики Коменского и вызовы XXI века». Подробнее >>>
В третий день состоится сбор КСОшников.

Диагностика сформированности коммуникативных умений при обучении биологии

Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологииВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) опубликовано пособие «Диагностика сформированности коммуникативных умений у учащихся при обучении биологии». Его автор Н.М. Горленко, доцент центра современной дидактики ККИПК и доцент кафедры кафедра физиологии человека и методики обучения биологии Красноярского государственного педагогического университета.
В пособии раскрывается системный подход к формированию информационно-коммуникативных умений при обучении биологии, позволяющий привести в соответствие с требованиями ФГОС ООО целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный компоненты урока. Предложенные программа формирования информационно-коммуникативных умений, фрагменты учебно-тематических планов, дидактические и диагностические задания позволят отследить уровень сформированности информационно-коммуникативных умений и организовать на этой основе рефлексию учащихся.
Предназначено учителям биологии, руководителям методических объединений. Читать оглавление и введение, заказать в издательстве >>>

Семинар по запуску экспериментальной площадки РАО

26-28 ноября 2013 года состоялся аналитический семинар «Первые шаги становления новой образовательной практики (в рамках работ по запуску экспериментальной площадки РАО)». Организованы были три группы: «Муниципальный инновационный комплекс как механизм развития практики», «Построение учебного процесса на основе индивидуальных образовательных программ», «Индивидуально-ориентированная система обучения в рамках становления КСО». Представители школ (руководители и педагоги) совместно со специалистами центра современной дидактики Красноярского ИПК проанализировали деятельность площадок в октябре-ноябре, выявили основные трудности в реализации своих программных представлений, скорректировали программы школ и рабочих творческих групп, определили вклад каждой инновационной площадки в общее содержание работы создаваемой экспериментальной площадки РАО по становлению коллективного способа обучения.

Организационно-деятельностная игра по созданию опытно-экспериментальной площадки РАО

DSC_042623-27 сентября 2013 г. в Красноярске состоялась организационно-деятельностная игра по теме «Концептуальные представления об экспериментальной площадке РАО по становлению коллективного способа обучения». Руководитель — доктор педагогических наук М.А. Мкртчян.
Материалы ОДИ >>>
Предыстория вопроса. Как известно, президиум Российской академии образования рекомендовал рассмотреть возможность создания экспериментальной площадки РАО для дальнейших исследований и разработки моделей коллективного обучения детей и взрослых, в том числе в виде краевых инновационных комплексов.

Обучение школьников схематизации и моделированию

obl_shetatizВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) опубликовано пособие «Обучение школьников схематизации и моделированию. 5-9 классы«. Его автор Л.И. Иволгина, старший научный сотрудник кафедры современной дидактики ККИПК.
В пособии предложены приемы организации уроков различных учебных дисциплин, позволяющие системно и последовательно обучать школьников 5-9 классов схематизации и моделированию, способствующие развитию умений создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач и формированию знаково-символических универсальных учебных действий, являющихся важнейшим требованием к результатам образования и обязательным условием выполнения ФГОС ООО.
Предназначено учителям-предметникам, классным руководителям, методистам и руководителям ОУ; рекомендовано специалистам учреждений органов управления образованием и повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей. Читать оглавление и введение, заказать в издательстве >>>

Открылись I Всероссийские дидактические чтения В.К. Дьяченко

В Красноярске начала работу Всероссийская конференция с международным участием «I дидактические чтения В.К. Дьяченко«, приуроченные к 90-летию со дня рождения выдающегося дидакта.
Место проведения: корпус № 1 Краевого ИПК работников образования, ул. Матросова 19.
Программа мероприятия >>>
Приветствие вице-президента Российской академии образования Виктора Александровича Болотова >>>
Приветствие зам. министра образования Армении Манука Ашотовича Мкртчяна: читать текст >>>, см. видеоролик >>>. (Если ролик не открывается, перейдите сюда)
Дьяченко В.К. Основное моё расхождение со старой дидактикой (видеоролик из фильма «Подвижник»). (Если ролик не открывается, перейдите на другую страницу >>>)
Дьяченко В.К. Узловые вопросы новой дидактики (видеофрагменты выступлений). (Если ролик не открывается, перейдите на другую страницу >>>)
Статьи, предлагаемые участниками чтений >>>
Смотреть видеотрансляцию пленарных заседаний >>> (видеозаписи докладов и их обсуждений размещены здесь)

Русский язык. Формирование УУД

obl_russВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) опубликовано пособие «Русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий». Его автор В.Б. Лебединцев, канд. пед. наук, доцент кафедры современной дидактики ККИПК.
Достижение новых образовательных результатов, основанных на сотрудничестве школьников и их самостоятельной деятельности, — одно из главных требований, необходимых для реализации ФГОС. В пособии представлены задания и упражнения по темам курса русского языка начальной школы, описаны приёмы и методики организации учебной деятельности учащихся в парах и индивидуально, направленные на формирование коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Предназначено учителям начальной школы, специалистам системы переподготовки и повышения квалификации работников образования; рекомендовано учащимся 1-4 классов; полезно студентам педагогических вузов и колледжей. Будет полезно сторонникам любых методических систем обучения. Читать оглавление и введение, заказать в издательстве >>>

Сбор КСОшников Западного округа

16 мая 2013 г. на базе школы № 15 г. Ачинска прошел семинар-практикум Западного округа Красноярской ассоциации педагогов по созданию Коллективного способа обучения. Тема — «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных учебных действий: результаты, проблемы, трудности, пути их решения». Подробнее >>>

Коллективный способ обучения — № 13!

oblogka_KSO_13Вышел в свет очередной номер журнала «Коллективный способ обучения». Это уже 13-й выпуск с момента его учреждения (с 1995 г.). Как всегда, журнал посвящен разным по уровням вопросам: от методологии образования и до практики. Познакомиться с содержанием >>>

Книга «Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе»

В центральном педагогическом издательстве «Сентябрь» вышла в свет практико-ориентированная монография «Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе». Объем — 240 страниц. Авторы книги В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец представляют две институциональные системы, отличные от классно-урочной. В основе первой лежат коллективные учебные занятия, а в основе второй — индивидуальные учебные занятия.
Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школеДостижение личностных и метапредметных результатов общего образования, предусмотренных федеральным государственным стандартом, связано с существенными изменениями в организации учебного процесса. Авторы отвечают на вопрос: как обеспечить освоение планируемых результатов каждым учеником, как достичь высокой степени индивидуализации обучения в ситуации совместного пребывания учащихся?
Книга стала результатом теоретической и практической деятельности краевого инновационного комплекса по коллективным учебным занятиям и краевого проекта по созданию не классно-урочной системы обучения в малочисленных сельских школах.
Скачать электронный вариант >>>.
Купить бумажный вариант этого издания можно в интернет-магазине издательства «Сентябрь» >>>.

1 место в рейтинге информационной открытости сайтов школ

В рейтинге информационной открытости официальных сайтов государственных образовательных учреждений (школ) Российской Федерации, подготовленном РИА «Новости» совместно с Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 1 место занял сайт СОШ № 11 г. Канска (из 1113 сайтов).
С 2008-2009 учебного года педагогический коллектив школы работает в сетевом проекте «Совершенствование урока как условие формирования общеучебных умений учащихся» под научным руководством И.Г. Литвинской.

М.А. Мкртчян сделал доклад на президиуме РАО

27 марта 2013 г. Манук Ашотович Мкртчян выступил на заседании Президиума Российской академии образования с докладом «Проблемы современной дидактики и перспективы становления коллективного способа обучения». Доклад вызвал бурную научную дискуссию и получил высокую оценку академиков.
В решении Президиума отмечается актуальность проведенного методологического анализа проблем современной дидактики и перспектив становления коллективного способа обучения. Представляются перспективными практико-ориентированные исследования и разработки моделей коллективного обучения для массовой школы (как в направлении оптимизации современного традиционного урока, так и в виде моделей разновозрастного обучения в малочисленных сельских школах). Президиум РАО рекомендует рассмотреть возможность создания экспериментальной площадки РАО на базе нашего ИПК для дальнейших исследований и разработки моделей коллективного обучения детей и взрослых, в том числе в виде краевых инновационных комплексов.
Выписка из протокола № 3 заседания Президиума РАО от 27.03.2013

Пособия по формированию и диагностике коммуникативных учебных действий

obl_OUKВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) вышли в свет два пособия: «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников» и «Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5-7 классов». Их автор О.В. Запятая, заведующая лабораторией теории и технологии коллективного способа обучения Красноярского ИПК. Участие в разработке части материалов приняла Т. А. Ланина, заместитель директора по УВР школы № 9 г. Дивногорска.
В пособиях представлены материалы (примерная программа и задания), позволяющие учителю планировать ситуации и процессы коммуникации на уроках, осуществлять учет, контроль и рефлексию сформированности коммуникативных действий, диагностировать и отслеживать динамику развития у школьников коммуникативных умений — конструктивно сотрудничать при работе в паре, в группе, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач, допускать существование различных точек зрения.
Пособия предназначены учителям школы, классным руководителям, методистам и руководителям общеобразовательных школ, рекомендованы специалистам учреждений органов управления образованием и повышения квалификации работников образования, преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей.
Эти рекомендации получены в результате почти десятилетней теоретической и практической работы КСОшников Красноярского ИПК и ряда образовательных учреждений Красноярского края. Они позволяют педагогам эффективно организовать работу над умениями коммуникации обучающихся непосредственно в учебном процессе.

Победа во Всероссийском конкурсе!

Поздравляем Хмырову Марину Александровну, заместителя директора и учителя химии СОШ № 7 г. Канска, которая стала победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» естественно-научного направления (22-28 февраля 2013 г.) и была награждена медалью «За службу образованию»!

Подготовка открытых мастерских

Кафедра современной дидактики детей и взрослых, Красноярская Ассоциация педагогов по созданию коллективного способа обучения, Красноярская общественная организация педагогов по созданию индивидуально-ориентированной системы обучения с 9 апреля по 11 апреля 2013 г. проводят семинар по подготовке открытых мастерских «Перспективы развития и тиражирования успешной практики обучения». Подробнее >>>

Пособие «Литературное чтение»

obl_chtenieВ общероссийском издательстве «Учитель» (г. Волгоград) опубликовано пособие «Литературное чтение. 1–4 классы. Методический инструментарий, формирование ключевых умений». Его автор В.Б. Лебединцев. В пособии подробно описаны планируемые образовательные результаты начального общего образования по литературному чтению, основанные на поэтапном освоении учащимися 1–4 классов ключевых умений читательской деятельности. Для каждого уровня-этапа учебных действий рекомендованы приёмы и памятки организации деятельности школьников, предложены вопросы, задания, алгоритмические предписания для работы учащихся с художественными произведениями в парах и малых группах, даны рекомендации по организации занятий в разновозрастном учебном коллективе на основе индивидуальных программ.
Пособие явилось результатом многолетней теоретической и практической работы по организации обучения в разновозрастных коллективах. Но при этом оно структурировано и написано так, что будет полезно учителям любых систем обучения. Отрадно, что в книгу включены материалы, в разработке и апробации которых самое активное участие принимали учителя-практики Красноярского края: Г.З. Максимова (Бушуйская школа Пировского р-на), И.А. Румянцева (Ивановская школа Ермаковского р-на), Н.М. Суханова, Е.В. Талдыкина (школа № 169 г. Зеленогорска), С.Л. Ткаченко (Бараитская школа Новоселовского р-на) и др.

Методологический семинар

13 февраля состоялся городской методологический семинар по теме «Технологический подход в образовательной практике». С материалами своей статьи выступила И.Г. Литвинская. Участники обсудили, чем вызваны различия в трактовках понятия «технология» и в чём целесообразность технологического  рассмотрения учебного процесса.

Дидактика 2.0: учить, чтобы что?

В газете «Первое сентября» (2013, № 3) сделан обзор V Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения», состоявшейся 23-25 января 2013 г.
Читать журналистскую версию >>>

Круглые столы на конференции по дидактике

На прошедшей V Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения» блестяще прошел мастер-класс учителя Грузенской школы Балахтинского р-на Г.Г. Сенченко «Технология организации интегрированного урока» (см. в разделе Видео/Учебные занятия материал «Занятие с учащимися разного возраста и уровня» — об обучении по общеобразовательным и коррекционным программам детей в одном коллективе), живой интерес вызвали круглые столы, организованные и проведённые КСОшниками (см. подробнее >>>).

Сбор ассоциации КСОшников

25 января (в рамках V Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения») соберутся сторонники коллективного способа обучения под руководством М.А. Мкртчяна, доктора педагогических наук, академика Академии педагогических и социальных наук. Место проведения: Красноярский ИПК, ул. Мира, 76.

КСОдвижение прирастает Забайкальем

10-15 декабря 2012 г. в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования состоялся проблемный семинар по теме «Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ».
Организаторы семинара: кафедра педагогики ЗабКИПКРО. Семинар проводил Владимир Борисович Лебединцев, кандидат педагогических наук. Подробнее >>>

Поздравляем юбиляра!!!

Поздравляем с днем рождения
Манука Ашотовича Мкртчяна — 60!

Вас характеризует великая работоспособность, острота ума, увлеченность делом, вера в возможность успешного и широчайшего образования для каждого ребенка.
Здоровья! Оптимизма! Успехов в работе и жизненного благополучия!
Перейти на юбилейную страницу М.А. Мкртчяна >>>

14-15 декабря 2012 г. педагоги и руководители образовательных учреждений города Шарыпово осваивали под руководством с.н.с. Красноярского ИПК Д.И. Карповича способы, формы и приемы педагогической экспертизы письменных и устных докладов. Подробнее >>>

Добрая традиция Абанских КСОшников
Традиционными стали встречи учителей Абанского района, практикующих коллективные учебные занятия, в Долгомостовской средней школе. Эта школа является лидером и по масштабу, и по качеству использования в учебном процессе методик обучения на основе сотрудничества всех участников образовательного процесса. На этот раз темой общего сбора учителей-КСОшников стала «Деятельностная педагогика».
Подробнее >>>

30 ноября и 1 декабря в Ереване проходит годовое собрание армянской ассоциации «Педагогическая инициатива».
Красноярские КСОшники желают коллегам плодотворной работы, успехов в деле создания КСО в Армении.