Индивидуальное обучение. Метод дидактического переосмысления прошлого и настоящего

«Углубляя понимание феномена обучения — получаем метод дидактического переосмысления прошлого и настоящего».
Лебединцев В.Б. и Минов В.А.
Фрагмент из выступления 27.09.2019 на семинаре «Конструирование вариантов коллективного обучения по индивидуальным программам обучающихся»

Коллективное обучение и отдых по индивидуальным программам. Озеро Учум

Увлекательное видео о замечательной практике!
Коллективная система обучения и отдыха по индивидуальным образовательным программам в летнем лагере Озероучумской средней школы 10-22 июня 2019 года (Красноярский край, Ужурский район)

Видеозаписи вебинаров школы 161 г. Зеленогорска

Видеозаписи вебинаров школы 161 г. Зеленогорска, состоявшихся в рамках проекта «Школа Росатома» 15-17 октября 2019 года, о становящейся практике коллективного обучения по ИОП:

  • Особенности организации и содержания урочной и внеурочной деятельности в школе при переходе на ФГОС среднего общего образования, Волкова Е.В., старший методист
  • Особенности конструктивного решения пространства для реализации в школе ФГОС СОО в технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся, Иванова Д.А., директор школы
  • Локальная нормативная база школы, регулирующая коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам обучающихся, Заякин А.Ю., зам. директора по УВР
    (А именно: изменения в рабочих программах учебных предметов и в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации.)

    Это фрагмент вебинара (полностью смотреть) «Локальная нормативная база обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования в рамках технологии сопровождения индивидуальных учебных планов учащихся».)

Семинар № 1 «Подготовка организаторов коллективного обучения по ИОП»

С 21 по 25 октября 2019 г. состоялся организационно-деятельностный семинар № 1 «Подготовка организаторов коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам».
Собралось 96 человек из десятка районов края.
По итогам семинара муниципальной группе нужно будет провести такой же семинар с педагогами своего района.
Семинары в Красноярске и в районах нужны для подключения новых педагогов и для организации новых вариантов обучения, чем те, за которые уже взялись.

Материалы разработческого семинара «Дидактико-методические средства обучения на основе ИОП»

С 7 по 11 октября 2019 г. состоялся разработческий семинар «Дидактико-методические средства обучения на основе ИОП».
Видеоматериалы, письменные тезисы установочных докладов, образцы разработок по разным предметам размещены на отдельной странице

Естественно-научная школа старшеклассников. Сухобузимский район

Она состоялась 16-20 сентября 2019 года на базе оздоровительного комплекса «Таёжный». В основе организации обучения и досуга — индивидуальные образовательные программы детей.

Материалы конструкторского семинара

С 23 по 27 сентября 2019 г. состоялся семинар по конструированию вариантов коллективного обучения, основанного на индивидуальных образовательных программах обучающихся. Более 60 педагогов разрабатывали собственные варианты коллективного обучения, намечали шаги подготовки и запуска своего варианта.
Семинар был полезен и тем, кто только замышляет строить коллективное обучение, так и тем педагогам, кто уже достаточно опытен в этом деле. Т.к. семинар будет организован по-другому.
Видеоматериалы, письменные тезисы установочных докладов, персональная раздатка размещены на отдельной странице (видео обработано, пароль снят)

Мыслители, конструкторы, практики – это не кто иной, как наши дети

Математическая школа «Эврикон» Дзержинского района –  мини-модель школы будущего, школы новых отношений: отношений между учеником и учителем, между детьми в коллективе учащихся, между педагогами в учительской кооперации; новых отношений к учению, обучению и воспитанию.
Все четыре дня у ребят нет ни минутки свободного времени. Весь день наполнен различными делами, будь то учебные занятия или кружки по интересам, внеурочные состязания спортивного или интеллектуального направления.
Второй год инициативная группа математиков использует в своей работе методики коллективных учебных занятий, планирование предстоящей деятельности учительской кооперацией, работу в сводных отрядах, опираясь на тот математический и методический материал, который накоплен за годы работы школы «Эврикон». Подробнее

12-13 сентября состоялся программирующий семинар

12-13 сентября в рамках Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах состоялся программирующий семинар.
На семинаре работали 80 участников: команды муниципальных районов в составе руководителя управления образования, муниципального куратора, директоров школ, педагогов-лидеров.
Проанализировали настоящее состояние команд, наметили возможности их роста, варианты обучения, за которые стоит взяться, согласовали общую логику и содержание работ краевой и муниципальных команд, определили совместные межрайонные мероприятия на предстоящий 2019-2020 учебный год.

Как педагоги Краснотуранска работают и отдыхают летом 2019 года

В июле 2019 года команда педагогов Краснотуранской школы принимала участие в работе пятой методологической школы для педагогов, организованной ассоциацией «Педагогическая инициатива», в республике Армения. Подробнее

Каратузский район: команда получила поддержку

Лидерская команда Каратузского района, занимающаяся развитием школьного обучения (Констанц Юлия Владимировна, Кирпичникова Татьяна Владимировна, Маслова Юлия Васильевна, Чеснова Галина Викторовна, Чеснов Павел Сергеевич), представила свой опыт создания » Пришкольного летнего лагеря, основанного на индивидуальных образовательных программах» на муниципальном августовском педагогическом совете, получила грамоты, а также денежный сертификат на дальнейшую работу. Сумма, конечно, небольшая, но приятно!

Межрайонная предметно-методологическая школа старшеклассников «Перспектива»

С 8 по 12 июля в Абанском районе на базе палаточного лагеря «Березка» (на берегу чудесного озера «Пионерское») состоялась вторая Межрайонная предметно-методологическая школа старшеклассников «Перспектива». Ведущим организатором явилась Долгомостовская школа. Каждый участник действовал по своей индивидуальной образовательной программе, включающей учебный, производственный и клубный блоки. В свой учебный блок можно было выбрать темы из «Прикладной математики», «Физики», «Финансовой грамотности», «Биологии и жизни», «Химии». В каждом предмете были три части: базовое простое и полезное (для любых детей), углубленное (для отдельных детей), работа руками. В качестве самых сильных сторон этой школы ребята отметили возможность выбора, многообразие «практик» своими руками, связанных с жизнью (например, определение качества мёда или сыра), а также то, что никто никого не заставлял заниматься, каждый принимал решение за себя, но и в то же время нёс за это решение ответственность. Кроме занятий, ребята насладились прекрасной погодой, много купались и общались. В конце третьего дня шквалистый ветер с дождем сорвали палатки — это стало особым приключением, в котором проявились самые лучшие стороны парней.
На итоговом совете командиров прозвучали следующие важные суждения ребят:
— Научились планировать свой день.
— Необычно было, что сами планировали день, чередуя учебу и отдых.
— Ценным был подход учителей – не на «отвали», а заинтересованность, чтобы мы что-то новое узнали и научились.
— Хотелось бы еще больше практики («что-то поделать руками»), чтобы было полезно для жизни (как, например, определение качества сливочного масла).
— Хотелось бы, чтобы добавились новые предметы: иностранный язык, география, история.
Озеро, пляж, физика, химия и чай: в Красноярском крае школьники совместили летний отдых и полезные занятия: статья о школе «Перспектива» в газете «Красноярская правда».
Материалы школы: заметка, оргпроект, программы модулей, планировочные листы, рефлексивные замечания.

Участники-гости из Тывы анализируют качество молока
Марина Александровна Хмырова готовится к занятиям: перерабатывает тексты для методики Ривина. Помогает Василиса
Большой популярностью в школе пользовалось производство фиточая (сбор, переработка и ферментирование)
Проектная деятельность по физике: расчет и изготовление воздушного змея. Если всё правильно рассчитали, то змей полетит...
Командиры постоянных отрядов
Обработка Иван-чая

Шушенская краевая летняя предметно-методологическая школа «Отечество»

С 1 по 5 июля 2019 года успешно состоялась Шушенская краевая летняя предметно-методологическая школа «Отечество», в основу которой была положена система коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам. Образовательная программа школы включала 6 модулей, как правило, на материале жизни, деятельности и мышления местных сообществ: «Математика», «Русский язык и литература», «История, краеведение», «Экология, растениеводство, животноводство, туризм», «Коллективно обучение и жизнь местных сообществ», «Клубная деятельность».
Параллельно со школой проходил семинар руководителей муниципальных управлений образования — участников общекраевых работ по направлению «Развитие школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края». Семинар был направлен на проживание и понимание системы коллективного обучения по индивидуальным программам, общее понимание ситуации и перспектив совместной деятельности. Вместе с руководителями управлений образования учились директора и педагоги школ, а детская предметно-методологическая школа использовалась как одно из средств понимания сути создаваемой в муниципальных районах практики.

Пришкольный лагерь «Лидер» в Долгом Мосту основан на ИОП

В Долгомостовской школе летний отдых в пришкольном летнем оздоровительном лагере «Лидер» прошел по-новому. По индивидуальным образовательным программам. Содержательны и разнообразны были курсы учебной деятельности («Юный исследователь», «Читай и узнавай», «Мальки пера» и др.), производственной деятельности («Наш зоопарк», «Соленое тесто», «Школьный забор») и клубной деятельности («Познай себя», «Танцуй и пой пока молодой», «Школа туриста», «Русские народные игры»).
Первый день был самым тяжелым, так как всем нужно было определиться с выбором курсов, с формированием маршрутов. На второй день ребята уже сами простраивали свой маршрут на день… Подробнее

Пришкольный летний лагерь в Старой Копи

3-7 июня 2019 г., Каратузский район, с. Старая Копь.
Пришкольный детский лагерь (7-12 лет), основанный на индивидуальных образовательных программах.
Это межшкольный проект, разработанный и реализованный кооперацией директоров и педагогов четырех школ: Старокопской, Сагайской, Качульской (директора этих школ непосредственно руководители и участвовали во всех образовательных процессах) и Ширыштыкской, с привлечением специалистов различных районных служб образовательной и внеобразовательной направленности: МЧС, защиты  леса, полиции, культуры, Комплексного центра и др.
В видео показаны ситуации планирования детьми своей деятельности на день (включая подсказки педагогов).

КСОшная стажерская площадка в СОШ № 161 Зеленогорска

19-21 марта 2019 г. на базе СОШ №161 г. Зеленогорска состоялась стажировка для педагогов школ Росатома России по теме «Индивидуализация учебного процесса на основе ученического взаимообучения». Организатор — Волкова Елена Васильевна, методист и учитель истории школы, которая в ноябре 2018 г. в городе Новоуральске стала победителем конкурс «Школы Росатома» (интересный фрагмент вебинара), получив право проведения этой стажировки.
Подробности: оргпроект, программа, зачетная книжка стажера, подробное описание прошедшей стажировки.

Пришкольная площадка в Малиновке

В Малиновской школе Ачинского района летний отдых школьников получает новую направленность: становится единством учебного и воспитательного процессов, где во главу угла поставлен каждый ребенок, который является равноправным участником организации своего досуга. В основе образовательной деятельности лежат ежедневные индивидуальные планы ребят. Деятельность РВГ планирует и осуществляет учительская кооперация из четырёх педагогов и отряд волонтеров. Подробности

Балахтинский район. Лето-2019 по-новому

Образование Балахтинского района опирается на принципы Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края, поэтому функционирование оздоровительных лагерей строится по-другому. Подробности по разным школам

Управление развитием школьного обучения

Работы по развитию школьного обучения в муниципальных районах Красноярского края в значительной степени специальным образом организуются, управляются и политически обеспечиваются.
Инициативы тысяч людей, сотен коллективов, десятков муниципалитетов, образовательных деятелей и руководителей краевого уровня уже сорганизованы в мегамашину, сплоченно и ответственно созидающую будущее школьного обучения.
Однако, участники работ, собравшиеся на Краевое образовательное общественное собрание 23-24.04.2019, в своих дискуссиях трезво оценили ситуацию и перспективы общих работ. Нас не устраивает степень нашей соорганизованности, самоуправления и политической защищенности. Мы не должны преувеличивать свою общую организационную, управленческую и политическую умелость. Хорошие люди, собравшиеся вместе улучшить обучение, это еще не коллектив, способный преодолеть внешние и внутренние обстоятельства, построить новую практику обучения и при этом выжить и процветать. Губительно также недооценивать степень противодействия классно-урочного системы с закрепощенными ею людьми духу, мысли и инициативам развития школьного обучения.
Таким образом, обустройство оргуправленческих и политических подсистем в работе по развитию школьного обучения в Красноярском крае остается одним из приоритетов нашей предстоящей общей деятельности.

За два последних года (2017-2019) прошло три заседания краевого штаба и одно специальное заседание 4 апреля 2019 года Общественного совета при министерстве образования Красноярского края (решение совета) по вопросам реализации Концепции.

Заседания краевого штаба состоялись:
5 мая 2017 года (протокол)
20 июня 2018 года (решение)
7 ноября 2018 года (решение, выступление первого зам. министра образования Н.В.Анохиной)
Готовится июньское 2019 г. заседание краевого штаба

Разработки семинара по русскому языку

18-22 февраля 2019 года состоялся семинар «Дидактико-методические средства обучения русскому языку на основе индивидуальных программ».
Наработки семинара обработаны и их можно скачать одним архивом (3 сентября 2019 г. дополнены материалами для организации работы по методикам ВОЗ и ВПТ).
Это, а также фрагменты видеолекций см. на странице Развитие обучения/Материалы семинаров и в Облаке (для семинаров).

В Идринском районе представлены варианты практических проб организации обучения

26 апреля в Отрокской СОШ для школ Идринского района состоялся семинар «Перспективы становления коллективного обучения по индивидуальным программам: различные направления образовательной деятельности в МКОУ Отрокская СОШ». Важна была экспертная позиция опытных представителей Шушенского района. Интересна сама форма проведения подобного мероприятия (скачать материалы).

Материалы Краевого образовательного общественного собрания участников развития школьного обучения

23-24 апреля 2019 года успешно состоялось Краевое образовательное общественное собрание участников развития школьного обучения.
Участники Собрания: руководители муниципальных органов управления образованием, муниципальные кураторы, руководители и педагоги образовательных организаций, иные заинтересованные лица.
Работа участников была организована  по индивидуальным программам: обмен опытом, взаимообучение, большие и малые общественные слушания, взаимоэкспертиза, обсуждение политических и технологических проблемных вопросов.
Основа программы Собрания была сформирована заранее (на основе заявок), а в первый день дополнена или скорректирована. (Все материалы: программы, матрицы коррекции программ, табло регистрации ИОП, ленты времени, рекомендации по организации индивидуально-коллективного планирования и др.)

Какая включенность! (Идёт обсуждение программы Собрания 23.04.2019.)

О ходе реализации Концепции развития школьного обучения
(в том числе о работах по развитию школьного обучения как основе реализации Национального проекта «Образование»)
Гридасова Татьяна Алексеевна, начальник отдела общего образования министерства образования Красноярского края (выступление 23.04.2019)

О работах по развитию школьного обучения как системе непрерывного профессионального роста педагогов. О складывании особой системы управления
Шишмарев Владимир Петрович, председатель Общественного совета при министерстве образования Красноярского края (выступление 23.04.2019)

О «культовой» (культурной) принадлежности субъекта и способе её выражения
Минов Владимир Александрович, руководитель Центра развития образования народов Севера (выступление на итоговом рефлексивном заседании 24.04.2019)

Аннотация выступления:
* Слабая, доходящая до ничтожного значения, содержательная коммуникация между ведущими субъектами и уровнями организации образования является ключевой проблемой воспроизводства нынешней образовательной практики и ее развития.
* «Ведущность» субъекта во многом определяется его культовой верностью своему содержанию, мощностью аппарата его культуры, его педагогической традицией, очередной раз возрождающейся обновленной из пепла.
* Собранию ещё предстоит стать «местожительством» межкультурного и управленческого диалога в образовательной практике.
* Участники работ по развитию школьного обучения в сельских муниципальных районах края успешно обживают Собрание. Эти культурные и активные «новоселы» привносят в него свои эффективные формы жизне- и мыследеятельности.

Видеоматериалы для семинаров на местах

18.02.2019. Лебединцев Владимир Борисович.
Умениево построенные курсы на примере литературного чтения. Несмотря на примеры из области обучения литературному чтению, содержание видео предназначено и для специалистов других предметов.

Что значит учить каждого.
Нужно работать с теми детьми, у которых что-то не получается.
Что делать, если у многих детей не получается? Для каждого ли ученика подходит урок?

Варианты коллективного обучения в Нижнеингашском районе

Нижнеингашский район. 26 марта 2019 года на ежегодном Едином методическом  дне пятнадцать школ района представили свои практики коллективного обучения по индивидуальным программам по направлениям: РВГ во внеурочной деятельности, РВГ на одном предмете, школа допонимания, день без классов и уроков, которые они провели в третьей четверти в рамках Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах.
Представители школ  рассказали, с какими «классами» проводились пробы, какое количество обучающихся участвовали, сколько учителей было задействовано, как долго (один раз, несколько раз, месяц, четверть) длилось мероприятие, какие темы, методики использовались учительской кооперацией, что получилось, что не получилось и почему.
Все школы предложили свои материалы в районную учительскую копилку.

«Дебаты» — в не обычном формате!

27 марта в Доме творчества «Юность» п. Шушенское впервые состоялось не совсем обычное мероприятие. 50 школьников района и около 20 педагогов собрались, чтобы подробнее изучить такую интересную тему, как «Дебаты». Подробнее (с фото).
Организаторы данного события – это и педагоги дополнительного образования, организаторы и учителя истории и обществознания. Основные задачи, которые ставили организаторы — это организация образовательного пространства, способствующего реализации индивидуальных образовательных программ педагогов и детей; организация работы по интеграции общего и дополнительного образования, а также научить приёмам организации и проведения дебатов в рамках уроков или внеклассных мероприятий в активной форме.
Программа дня была насыщенной и состояла из трех блоков. Самый продолжительный – это некое погружение в суть предстоящих дебатов через изучение теоретического курса (без него никуда) и тренинги на выявления лидера, командообразование, харизму голоса, критическое мышление и т.д. Первый блок был простроен в формате коллективного обучения по индивидуальным программам, когда школьники и педагоги сами составляли свои индивидуальные планы и посещали выбранные площадки. (Программа и др. материалы)
После обучения все школьники были поделены на две большие команды и вот здесь началась непосредственно подготовка к дебатам. Тема была не из простых – «Гражданская позиция: соотношение личных и общественных интересов». И здесь сразу видно, каким практическим образом может быть организовано занятие по истории или обществознанию. Модераторами групп являлись педагоги истории. Их задачей было проработать с группами выступление своей команды: распределить роли в команде, определить ключевой тезис, собрать аргументы, подготовить к выступлению. Команда на дебаты состояла из 5 человек и у каждого была своя задача.
Подготовка завершена. И третьим блоком мероприятия происходят уже сами дебаты. Хоть времени было и немного, команды смогли подобрать ряд аргументов в защиту своего тезиса. С контраргументами, которые нужно успеть подготовить во время дебатов, было сложнее. Необходимо слушать внимательно соперника, фиксировать все его аргументы и тут же стараться «выстрелить» контраргументом. По итогу экспертами были выделены сильные и слабые стороны дебатов, а также отметили лучших спикеров из каждой команды.

Межшкольная разновозрастная группа по математике

19-20 марта 2019 года в Северо-Енисейском районе состоялось пробное погружение в модели «Межшкольная разновозрастная группа (подготовка к ГИА по математике)». Учащиеся двух школ (МБОУ «Брянковская средняя школа №5», МБОУ «Вангашская средняя школа №8») совместно с командами учителей… Подробнее

Материалы семинара № 2 «Подготовка организаторов коллективного обучения по ИОП»

29 марта успешно завершился семинар № 2 «Подготовка организаторов коллективного обучения в системах общего и дополнительного образования».
На семинар обучались и осуществляли разработки педагогические команды муниципальных систем образования.
По итогам семинара муниципальные команды проведут подобные семинары у себя в районе.
В Облаке размещены все материалы (315 Mb), необходимые для проведения местного семинара.
Видео-лекция «Виды знаний и умений. Различия в построении курсов»
Лекция состоялась как этап изучения темы «Варианты построения разделов и тем курса: информационные, знаниевые, умениевые» (25.03.2019). Задание к лекции. Видеозапись лекции:

Погружение в курс «Технология» по ИОП

В марте 2019 года в Краснотуранской СШ в течение трех дней проходило погружение учащихся 5-6 классов в технологию. 140 ребят занимались по индивидуальным образовательным программам. ИОП каждого состоял из трех частей: учебная деятельность, клубная и производственная. Подробнее

Что думают сельхозпроизводители о школьном обучении?

На разработческом семинаре «Модель объединенной образовательной деятельности организаций общего, дополнительного и профессионального образования» (п. Шушенское, 28 февраля — 1 марта 2019 г.) прошла встреча с сельхозпроизводителями района. Какова их позиция в отношении школьного обучения?

Погружение в разновозрастном коллективе в несколько предметов

В Анашенской школе Новосёловского района осуществляется «проба» — погружение учащихся 5-8 класса в несколько предметов. Началась проба 22 января и продолжится до конца третьей четверти. Проба ещё идет, учительская кооперация проектирует и анализирует процесс, вносить коррективы; понятно, что результаты, которые получатся в завершении, ещё не подведены. Подробности на сайте школы

Утверждена Концепция развития школьного обучения

Министром образования Красноярского края С. И. Маковской подписана Концепция развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края (дата утверждения обозначена как 16 ноября 2018 г.). Концепция задает становление на практике разнообразных вариантов обучения на основе таких технологических ориентиров, как нефронтальные занятия, индивидуальные образовательные маршруты и программы обучающихся, всеобщее сотрудничество участников обучения. В создании Концепции приняли участие команды управленцев и педагогов более чем из 25 муниципальных образований. Сегодня в реализацию концепции вовлечены десятки образовательных учреждений края, в том числе из г. Канска и г. Ачинска.

Материалы конструкторского семинара

11-15 февраля 2019 г. состоялся организационно-деятельностный семинар «Конструирование вариантов обучения, основанного на индивидуальных программах». Пакет материалов размещен наряду с материалами других семинаров в Облаке (ссылка на которое содержится выше в меню).

Межшкольная школа «Пифагор». Второе погружение

19-22 февраля состоялось второе погружение Балахтинской межшкольной школы старшеклассников «Пифагор».
Подробности на сайте управления образования. Видео:

Фото. Как говорят организаторы по итогам школы: «Костылей  стало меньше».

Массовое образование — это сердце общества

Массовое образование — это сердце общества. Что буду делать завтра, приходя в школу? Куда идёт человечество? Какие учителя должны быть в школе? Нет проблем с новыми идеями и теориями, а есть проблемы со школой. Роль института переподготовки учителей.
Выступление Мкртчяна Манука Ашотовича, д.п.н., к.ф.-м.н., заведующего лабораторией «Общей методологии и педагогических инноваций» Армянского государственного педагогического университета, на заключительном (рефлексивном) заседании XI Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения» 25 января 2019 г. в Красноярске.

Экспертное суждение об опыте Зеленогорской школы 161 «День без классов и уроков»

Фрагмент выступления Андреевой Натальи Владимировны, руководителя центра смешанного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета на заключительном (рефлексивном) заседании XI Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения», 25 января 2019 г. Ведет заседание Чиганова Елена Анатольевна, ректор Красноярского ИПК работников образования. Андреева Н.В. высказывает своё экспертное суждение об опыте средней школы № 161 г. Зеленогорска Красноярского края — «Дне без классов и уроков», представленного на одной их презентационных площадок Волковой Еленой Васильевной, методистом школы и руководителем этой становящейся, но уже замечательной практики.

Выступления М.А. Мкртчяна на XI конференции «Современная дидактика и качество образования»

24-25 января 2019 года состоялась XI Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения». С докладами на большом и малом пленумах выступил Мкртчян Манук Ашотович, д.п.н., к.ф.-м.н., заведующий лабораторией «Общей методологии и педагогических инноваций» Армянского государственного педагогического университета имени Хачатура Абовяна.

«Проблемы понятийного аппарата современной дидактики» (с 21.35)

«Проблемы реализации концепции развития математического образования в РФ»

Массовое образование — это сердце общества.
Что буду делать завтра, приходя в школу? Куда идёт человечество? Какие учителя должны быть в школе? Нет проблем с новыми идеями и теориями, а есть проблемы со школой. Роль института переподготовки учителей.
Выступление на заключительном (рефлексивном) пленарном заседании.

Семинар № 3 по подготовке команд в Северо-Енисейском районе

с 10 по 12 января 2019 г. состоялся третий муниципальный организационно-деятельностный семинар «Подготовка организаторов коллективного обучения по индивидуальным программам». Это методическое мероприятие проведено муниципальной командой, прошедшей обучение на трех краевых семинарах. В муниципальном семинаре приняли участие  команды всех  школ района, в составе которых были заместители руководителей по УВР, учителя начальных классов и учителя-предметники.
Обучение было организовано таким образом, чтобы в течение трех дней каждый участник не только изучил, но и «прожил» технологию «КСО» именно через методики коллективных учебных занятий, через составление и реализацию индивидуальной образовательной программы.
На третий день, получив во время индивидуальных консультаций практические рекомендации, каждая школьная команда представила свой вариант обучения для практических проб с учащимися…
Обозначены следующие единые для всех школ задачи: …
Продолжением работы семинара будет … Подробности

Организационно-деятельностный семинар №3 в Нижнеингашском районе

В рамках реализации Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края с 9 по 11 января 2019 года в Нижнеингашском районе на базе двух общеобразовательных организаций МБОУ «Нижнеингашская средняя школа №2» и МБОУ «Решотинская средняя школа имени Героя Советского Союза В.П.Лаптева» проведен организационно-деятельностный семинар №3 «Подготовка организаторов коллективного обучения по индивидуальным программам».
Семинар стал продолжением двух семинаров, организованных школьными командами МБОУ «Решотинская средняя школа имени Героя Советского Союза В.П.Лаптева» и МБОУ «Нижнеингашская средняя школа №2» в 2018 году.
В работе третьего семинара приняли участие  216 педагогов  всех девятнадцати общеобразовательных организаций района. На семинаре участники не только сумели прожить и понять систему коллективного обучения по индивидуальным программам, но все школьные команды осуществили разработки для практических проб на местах, а также получили некоторые дидактические материалы для своих проб.
Продолжением работы школ Нижнеингашского района в рамках реализации краевой Концепции развития школьного обучения станет конференция, запланированная на март 2019 года, на которой школьные команды смогут представить результаты своих проб, обменяются опытом и наметят дальнейшие шаги по реализации Концепции.

Первый детский сад: первые шаги в организации коллективных учебных занятий

20.12.2018. Выступление Чорду Василины Дмитриевны, заведующей детским садом № 1 п. Тура (Эвенкия, Красноярский край).
Выступление состоялось в рамках семинара «Университет коллективного обучения…»

Материалы семинара по университету коллективного обучения

Обработаны материалы семинара «Университет коллективного обучения на муниципальном уровне как средство реализации Концепции развития школьного обучения», состоявшегося 17-21.12.2018.
Можно скачать все папки одним архивом, ссылки на видео внутри. (Как и материалы других семинаров, всё дублируется в Облаке.)
Кроме того, на странице «Материалы семинаров» добавлен новый раздел, посвященный Университету коллективного обучения, включающий в том числе новые видео (которые из-за большого объема не могут быть размещены в Облаке).

Победа бурятских коллег в республиканском конкурсе

14 декабря 2018 г. наши коллеги из Кижингинского района Бурятии приняли участие в Республиканском конкурсе-ярмарке «Педагогические инновации как ресурс развития региональной системы образования» с проектом «Модель малокомплектной школы по индивидуально-образовательным программам в системе КСО». Выступали всей командой — Ассоциацией МКШ района (5 школ, подробнее). Кроме педагогов, участвовали и дети этих школ. Провели мастер-класс по методикам КУЗ. Вызвали неподдельный интерес не только у жюри, но и у многих коллег.
Как результат — получили диплом I степени!!!
(Материалы, подготовленные к конкурсу: книжка к пробе «Летняя школа«, книжка к пробе «День без классов и уроков«, раздатка для ученика в «День без классов и уроков».)

Единый методический день в Шушенском районе

Участвовало 225 человек. Семинар предназначен был для начинающих и опытных, поэтому учебная и производственная программы объемные: УП  включала 42 темы, производственная – 6 модулей. Наряду с темами изучения коллективного обучения,  учебная программа состояла из  модулей, разработанных педагогами школ района по актуальным вопросам педагогической практики. Наряду с текстовыми источниками информации, использовались ресурсы видео, презентаций.
В клубной деятельности акцент сделан на арт-терапию и психологические тренинги, воспитание и досуг.  По мнению участников, эта часть программы была полезна и интересна всем.
Одна из задач семинара — научиться ставить и реализовывать личные цели в организации собственного обучения. По итогам семинара стало понятно, что эта задача остается актуальной.
Придумано новое: электронная форма ленты времени, таблицы для экспертов, новая форма для планирования ВОЗ, электронная регистрация индивидуальных программ участников.

Материалы семинара № 3

С 19 по 23 ноября успешно прошёл семинар № 3 «Подготовка организаторов коллективного обучения по индивидуальным программам».
Теперь муниципальным командам необходимо будет провести подобные семинары у себя в районе.
Скачать все материалы семинара. Они скорректированы и дополнены.
Специальная страница на сайте КСО с учебными материалами по темам 17, 18, 19, 30

РВГ допонимания по математике в 4-6 классах

В 10 школах Ужурского района в конце октября прошла первая проба по модели «Разновозрастная группа допонимания по математике« для обучающихся 4-6 классов.
Это явилось результатом краевого семинара 08-12.10.2018 «Дидактико-методические средства обучения на основе индивидуальных образовательных программ», на котором команда учителей математики разработала специальную программу.
Предназначение группы допонимания:
1. Восполнение обучающимися пробелов в знаниях по математике по конкретным темам 4-6-х классов.
2. Обеспечение освоения новых знаний (для обучающихся, пропустивших или не освоивших учебный материал по конкретному блоку).
3. Организация внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению.
4. Повышение качества метапредметных планируемых результатов.
Материалы (краткое описание, презентации, фото) >>>
06 ноября на заседании районного Штаба и учителей математики обсуждались результаты первых проб. Педагоги отметили: повышенный интерес обучающихся к предложенной форме обучения;положительную динамику запланированных предметных образовательных результатов; условия, создаваемые данной технологией, для достижения метапредметных результатов. Решили: совместно разработать дидактико-методический материал по теме «Дроби» и провести следующую пробу по математике с привлечением обучающихся 5-9 классов в декабре 2018 года.
Шалагина Е.Н., рук. информационно-методического отдела управления образования Ужурского района

Волкова Е.В.: индивидуализация на основе взаимообучения

Волкова Елена Васильевна, методист средней школы № 161 г. Зеленогорска, вышла в финал конкурса «Школы Росатома» 2018-2019 учебного года.
Финальные испытания пройдут 14-16 ноября 2018 года в г. Новоуральске Свердловской области. (16 ноября Елена Васильевна стала победителем среди учителей!!! Поздравляем!!!)
Посмотрите фрагмент вебинара «Индивидуализация на основе взаимообучения», состоявшегося 10.10.2018 в рамках 1-го этапа конкурса. Понятно, точно и по-своему: