Ищу учителя

Цикл документальных фильмов (телеканал «Россия — Культура»), 2012 год. 4 серии.
Цитаты анонсов взяты с сайта телеканала «Культура»:

Об уникальных авторских школах – «Класс-центре» Сергея Казарновского, «Школе Ямбурга», Свято-Алексиевской пустыни отца Петра (Василенко), лицее «Текос» Михаила Щетинина, школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе Шаталова и многих других единственных в своём роде учебных заведениях. Авторы фильма побывали в этих образовательных учреждениях, пообщались с выдающимися педагогами-новаторами, которые предлагают авторские методики или используют открытия предшественников, удерживая баланс креативности и адаптации.

Принимают участие: президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили, доктор педагогических наук Анатолий Цирюльников, доктор психологических наук Александр Асмолов, заслуженный учитель России Евгений Бунимович, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Владислав Кучма, а также учителя и ученики.

Немного о школах

Программа «Класс-Центра», созданного заслуженным учителем России Сергеем Казарновским, объединяет общеобразовательную, музыкальную и драматическую школы в единое образовательное пространство. Его девиз – «Театр – как система гуманитарного образования».

«Мы попробовали построить образовательный процесс в атмосфере художественного дела, – рассказывает Сергей Казарновский. – Получилась школа, в которой каждый ребёнок, наравне с точными науками, получает музыкальное образование и учится пользоваться тем, что ему дала природа – своим телом. Мы хотим научить детей получать удовольствие через математику, литературу, музыку, картины. Мы стремимся к тому, чтобы ребёнок осознал, какой многогранный этот мир. Сложный, цветной, вкусный, состоящий из множества самых различных звуков и запахов. И мы должны помочь ребёнку как можно внимательнее рассмотреть этот мир и постараться научиться получать удовольствие от соприкосновения с ним. Если мы в детстве научим его радоваться голубому небу, звуку капели, красоте и силе собственного тела, просто умению что-то создать и радоваться этому, значит, мы сделали его счастливым, то есть нормальным человеком».

Самый главный постулат «Школы Ямбурга» – не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Евгений Александрович не верит, что ребёнок всегда может учиться только с увлечением: «На самом деле есть вещи трудные и скучные. Ничего весёлого в том, чтобы выучить таблицу умножения, нет, но её надо выучить. Это некое сочетание и требований, и, если хотите, такого вольного свободного духа. У нас не элитная, а продвинутая образовательная школа. Мы учим и очень способных одарённых детей, и детей, у которых есть серьёзные проблемы в развитии, вместе. Школа – это воспитательное пространство. Где-то нам нужна модернизация, а где-то архаизация, возвращение к главным ценностям и смыслам. На мой взгляд, золотой век, когда школа была действительно свободна – это «лихие 90-е». Когда государству было не до нас, родились новые типы и виды учебных заведений, возникли авторские школы, экспериментальные программы, уникальные методики,  была заложена основа вариативности образования. Сегодня, к сожалению, всё это сокращается. Вступая на путь полной стандартизации, мы фактически загоняем детей в тупик».

В основе системы образования Свято-Алексеевской пустыни – изучение древних языков и математики. «В нашем учебном заведении три основных кита – древнегреческий, латынь и математика, – рассказывает отец Пётр (Василенко). – Этим языкам у нас отведено огромное количество часов, плюс ещё 2 или 3 современных языка. Это огромные нагрузки для детей. Естественно, наши дети сдают единые государственные экзамены, потому что мы живём в светском государстве и не можем не выполнять государственный стандарт. Наше учебное заведение – светское учреждение. Единственное, чем оно отличается, – это тем, что и взрослые, и дети здесь верующие православные христиане. И тем, что у нас преподаются основы религии, православное учение, а дети присутствуют на богослужениях».

Михаил Щетинин создал школу, ломающую все устои – лицей «Текос» под Геленджиком. Здесь дети учатся с 4 до 10 лет, потом поступают в институты, сами становятся учителями. Взаимное обучение детьми друг друга – один из главных методов школы Щетинина. «Самое главное основание щетининской школы – это утверждение прекрасного во всём: и в том, как чистится картошка, и как укладывается кирпич за кирпичом, и в том, как танцевать и петь, что читать и как разговаривать с человеком, – уверен президент Международного центра гуманной педагогики Шалва Амонашвили. – В школе Щетинина учат тому, что владение способами русского рукопашного боя нужно только для защиты слабых, для защиты Родины. Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ, и они обретают здесь и дом родной, и радость жизни».

Герои фильма делятся своими развивающими методиками и воспитательными стратегиями, рассуждают о проблемах современного образования и о давно назревшей потребности в глубоких гуманитарных преобразованиях.

«Мы живём в мире, где царствует формула: «Стресс, который всегда со мной», – утверждает доктор психологических наук Александр Асмолов. – И в этой ситуации необходима школа, которая помогает тебе принимать решение в каскаде неопределённых ситуаций. Ведь мы живём в мире неопределённостей. Потоков новой информации становится всё больше и больше, а вместить их в прокрустово ложе стандартов образования невозможно. Современная школа – это школа развития, а не школа памяти. Это школа неопределённости. Для того, чтобы догнать время, нужно научить учиться».

Анонсы серий

Фильм 1-й. «Изменяющие мир»
Многие родители в отчаянии от состояния нашего образования, и в то же время сомневаются в необходимости реформы. Но школа должна меняться, потому что меняются и сами дети, и страна, и картина мира. Но как правильно ответить на вызовы нашего прагматического времени, не утратив лучших завоеваний отечественной педагогики? Ведь задача учителя соединять прошлое и будущее. Герои фильма: Евгений Ямбург, Сергей Казарновский, Шалва Амонашвили, Михаил Щетинин, отец Петр (Василенко) – знаменитые директора разных авторских школ – выходцы движения педагогов-новаторов 80-х годов на практике успешно распутывают самые сложные школьные узлы.
(Над фильмом работали: Ирина Васильева, Александра Мамаева, Сергей Стариков, Алексей Чернышов, Сания Кузнецова, Андрей Жучков, Анна Эпштейн, Лариса Минасова, Александра Медынская.
Композиторы: Антон Батагов, Марина Шмотова, Андрей Сигле.)

Фильм 2-й. «Школа неопределенности»
Чтобы осилить сегодняшние школьные программы, нужно иметь богатырское здоровье. Но сегодня в школу приходит изначально больное поколение. Министерские реформаторы видят единственный способ – упрощение программ. А практика наших лучших школ показывает, что никаких перегрузок и роковых последствий для детского здоровья не стоит бояться, если детям интересно учиться, если школа предлагает творчество и развивающие методики. Участвуют Виктор Шаталов, народный учитель СССР, Александр Асмолов, доктор психологических наук, Владислав Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, доктор медицинских наук, Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии академик РАО, физиолог психолог, Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, педагог, общественный деятель, Сергей Виноградов, руководитель лаборатории инновационно-дидактических технологий.
(Над фильмом работали: Ирина Васильева, Александра Мамаева, Сергей Стариков, Алексей Чернышов, Сания Кузнецова, Андрей Жучков, Анна Эпштейн, Лариса Минасова, Александра Медынская.
Композиторы: Антон Батагов, Марина Шмотова, Андрей Сигле, Леонид Федоров.)

Фильм 3-й. «Другие мы или СО-вестники»
Во все времена воспитание считалось едва ли не важнее образования. Школа должна была не только грамоте обучить, но и научить ребенка отличать добро от зла, трудиться среди людей, понимать любовь как долг. Наши лучшие школы строят свою воспитательную стратегию на этой во многом уже разрушенной шкале нравственных ценностей.
(Над фильмом работали: Ирина Васильева, Александра Мамаева, Сергей Стариков, Алексей Чернышов, Святослав Кузнецов, Сания Кузнецова, Анастасия Головонова, Андрей Жучков, Анна Эпштейн, Лариса Минасова, Александра Медынская.
Композиторы: Антон Батагов, Марина Шмотова, Андрей Сигле, Леонид Федоров.)

Фильм 4-й. «Блеск и нищета учительства»
Экономическая реформа школы, платные образовательные услуги сегодня подменяют действительно назревшую потребность в глубоких гуманитарных преобразованиях. Именно поэтому в августе 2011 года появился «Манифест гуманной педагогики», в котором выдающийся педагог Шалва Амонашвили собрал лучшие идеи.
(Над фильмом работали: Ирина Васильева, Александра Мамаева, Сергей Стариков, Алексей Чернышов, Святослав Кузнецов,  Сания Кузнецова, Анастасия Головонова, Андрей Жучков, Анна Эпштейн, Лариса Минасова, Александра Медынская.
Композиторы: Антон Батагов, Марина Шмотова, Андрей Сигле, Леонид Федоров.)

Ссылки на видеоролики

Сайт телеканала «Культура»

Дополнительные ссылки на видеоролики

Если видео на сайте телеканала «Россия — Культура» не открывается, то обращайтесь:

Журнал «Директор школы»

RUTV.ru

http://www.youtube.com/watch?v=kIYMSjhdsiY