«Бродят» идеи…

Книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» (2016).
Автор анализирует уже возникшие в разных точка мира необычные организации, основанные на совершенно новых организационных принципах. В них нет традиционных иерархических структур, бюрократии и регламентов. Все эти организации отличает высокий уровень самоуправления и необычайная гибкость в принятии решений; они питаются неисчерпаемой творческой энергией Человека, занятого трудом, исполненным Смысла. Контроль заменен доверием; страх, стресс и напряжение – любовью.
На с. 121-126 рассказывается об удивительной школе в Берлине: ESBZ – Evangelische Schule Berlin Zentrum (у школы есть сайт).
В школе отказались от традиционного фронтального обучения. Детям предоставлена вся ответственность за свое обучение. Ученики учатся сами и учат друг друга в самом широком смысле. Идеи этой школы близки к КСО.
Но и КСОшникам есть чему у них поучиться!

Педагогическая карта мира
Педагогический кинозал (синепарк) и «авторское описание педагогических концепций и образовательных моделей в русле практико-ориентированной парадигмы». Большой перечень достойных имён в педагогике

15 необычных школ, круче которых только Хогвартс
Эти школы не только выглядят как крутые здания с футуристичным дизайном, но и по-новому подходят к процессу обучения.

Приговор классно-урочной системе. Видео:

 

Свободный доступ к книгам в электронном виде на сайте
Научной библиотеки им. К.Д. Ушинского — главной педагогической библиотеки России >>>

Arzamas —
это некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию (истории, литературе, искусству, антропологии, философии — о культуре и человеке), своеобразный университет. Это сочетание коротких видеолекций, прочитанных учеными, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок и длинных статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами — всего, что поможет полнее раскрыть тему. Всё бесплатно.

Школа будущего открылась в Финляндии

  • Второй материал: 7 принципов финского образования, или почему финское образование считается одним из лучших в мире..«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Невероятно, но при очень высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учёбой!

Кризис классно-урочной системы обучения при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. № 2.
Кузнецов А.А., д.п.н., академик Российской академии образования, вице-президент РАО
Чернобай Е.В., д.п.н., директор НИИ столичного образования МГПУ

Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика: истоки, история, концепция, публикации, аудио, фото и многое другое

Школа-парк – Epos (educational) park of open studios – образовательный парк открытых студий (на основе идей М.А. Балабана):
Первичным коллективом “парк-школы” является не класс, а разновозрастная студия, образуемая по предметному принципу (студия математики, студия естествознания и т.п.). Учебный процесс в студиях основан на взаимодействии учащихся разных возрастов между собой. Нет учебного плана (учебных планов столько же, сколько и детей), каждый ребёнок работает в студиях в индивидуальном режиме. Нет обязательной промежуточной аттестации, она заменена свободным резюме, суммирующим реальные достижения ребёнка в каждой студии…
Сайт «Школа-парк»  >>>                              Википедия о школе-парке >>>

Библиотека педагогической классики (Ян Амос Коменский, Джон Локк, Иоганн Песталоцци, Адольф Дистервег, Константин Ушинский, Джон Дьюи, Антон Макаренко и об А.С. Макаренко)

Макаренко Антон Семёнович: биография, сочинения, соратники, воспоминания, судьбы воспитанников, ссылки на ресурсы, связанные с именем А.С.Макаренко

Об условиях и истории становления педагогической системы и ключевых педагогических положений Антона Семеновича Макаренко, о непростой судьбе его наследия и типичных заблуждениях в его понимании пишет немецкий исследователь Гетц Хиллинг (ФРГ).
Хиллинг Г. Колония имени М. Горького — творческая лаборатория Макаренко // Педагогика. 2003. № 8. С. 78-87.

Документальный фильм «Учитель с «Железным» крестом». О Семёне Афанасьевиче Калабалине — любимом ученике Антона Семеновича Макаренко. Он был беспризорником, бандитом, которого едва не расстреляли. Благодаря влиянию великого педагога Калабалин и сам стал на путь перевоспитания трудных подростков — стал выдающимся педагогом.
«Он угодил в школу диверсантов. Их сбросили на парашютах на территорию Украины, а утром их сдали немцам местные полицаи. Однажды в лагерь военнопленных приехал человек в немецкой форме, которые прекрасно изъяснялся по-русски. Он предложил Калабалину стать агентом Абвера. Калабалин согласно кивнул головой и рассказал, как он ненавидит русских и всю советскую власть. Ему поверили. Вскоре его на парашюте скинули уже с немецкого самолета в окрестностях Нижнего Новгорода. У него на руках — документы на имя Семена Карева, а за плечами — рация, ключом которой он обязан отбивать шифрограммы в Германию. Калабалин тут же явился в местное НКВД, где ему предложили вести двойную игру». Подробнее на телеканале Россия 1 >>>
Смотреть также на  youtube >>>

Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения в США (автор М.А Чошанов) >>>

Маршрутный лист для свободной школы (Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора) >>>

Школа с одним общим классом во Флориде (США) >>>

Разновозрастное учебное сотрудничество
Zukerman_annotazia_1987История разновозрастного учебного сотрудничества с античности и до наших дней. Педагогическая эффективность разновозрастного учебного сотрудничества. Приведены конкретные примеры. Статья нисколько не потеряла своей актуальности, как будто и не прошло 27 лет: лишь недавно такая задача вошли в новые школьные ФГОС.
Котова Е.А., Цукерман Г.А. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1987. № 3. С. 9-14.

«Что нам делать с образованием? Массовитет. Университет. Персоналитет»: лекция доктора культурологии, методолога Владимира Африкановича Никитина (о нём) о выращивании принципиально новой системы образования (рядом с нынешней старой), построенной на коммуникации, самоорганизации, персональности, особом типе коллективности. «Персоналитет» — это не конвейер и не «супермаркет» (т.е. не выбор каких-либо курсов из предлагаемых), это…

Сайт «Персоналитет»
Сайт Школы-Персоналитет (одна из попыток воплощения этих идей)

«Технология парного обучения». Видео: уроки, педсоветы, классные часы. Фильмы. Видеоконсультации. Страница Григория Олеговича Громыко (Германия)

Беседа с выдающимся советским психологом Пётром Яковлевичем Гальпериным (1902-1988).

«Ищу учителя». Цикл документальных фильмов (телеканал «Россия — Культура»), 2012 год. 4 серии.
Об уникальных авторских школах – «Класс-центре» Сергея Казарновского, «Школе Ямбурга», Свято-Алексиевской пустыни отца Петра (Василенко), лицее «Текос» Михаила Щетинина, школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе Шаталова и многих других единственных в своём роде учебных заведениях. Авторы фильма побывали в этих образовательных учреждениях, пообщались с выдающимися педагогами-новаторами, которые предлагают авторские методики или используют открытия предшественников, удерживая баланс креативности и адаптации.
Анонсы серий и ссылки на видеоролики >>> (цитаты анонсов взяты с сайта телеканала «Культура».)
Ссылки на сайты школ, которые упомянуты в этих фильмах (спасибо за них сайту журнала «Директор школы»):

Социально-педагогическая технология «Социомониторинг», разработанная ярославскими КСОшниками под влиянием идей Манука Ашотовича Мкртчяна. Подробнее >>>

Доклад Агроновича Б.Л., профессора Томского политехнического университета, «Базовые принципы системы SMART-образования» (о самопланируемом самообразовании, построенном на идеях индивидуализации и кооперации обучающихся)
Видеоверсия доклада (с 1 мин.) >>>
Слайды из презентации (скриншот видеоэкрана) >>>

Выступления Ю.В. Громыко по самым острым ситуациям и проблемам России и мира
Юрий Вячеславович анализирует действия правительства по отношению к образованию, науке и промышленности России, последствия этих действий в долгосрочной перспективе. Ю.В. Громыко предлагает конкретный план действий с позиции России в условиях надвигающейся второй волны кризиса. Будет ли Россия оставаться страной полупериферии или может снова стать лидером мирового развития? Предлагаются конкретные решения, позволяющие осуществить России следующий шаг в научно-технологическом развитии и вернуться в число мировых лидеров.
Смотреть ролики

Педагогическая библиотека
Постоянно пополняемое собрание книг и статей, выставленных в электронном виде для свободного доступа, по педагогике, управлению образованием, психологии, логопедии, дефектологии, медицине, филологии. Многие материалы были когда-то изданы малыми тиражами и их достаточно сложно найти.
http://www.pedlib.ru

Щедровицкий: в поисках элиты
Документальный фильм о жизни и деятельности Г.П.Щедровицкого. Фильм построен в виде популярного рассказа о семье Георгия Петровича, о зарождении и деятельности Московского методологического кружка и основных его идеях. В фильме использованы интервью с участниками ММК (Б.А.Грушиным, В.М.Розиным, Н.И.Кузнецовой, Г.А.Давыдовой, А.А.Пинским, П.Г.Щедровицким и др.), архивные видеозаписи. Открыть видео на youtube >>>

Щедровицкий Г.П. Лекция в Энергосетьпроект
16.03.1990.
Вехи своей биографии. А также о: проектировании как особом типе мышления и деятельности (отличается ли оно от исследовательского мышления); мышлении и эмоциях; особенностях советских людей, о социализме в СССР.

Методология в России (информационный ресурс Методологического Движения)
http://www.circle.ru

Международная методологическая ассоциация
http://www.mmass.ru

Научный фонд Г.П. Щедровицкого
www.fondgp.ru

Школа культурной политики
http://www.shkp.ru

«Отдел». Документальный фильм об уникальном сообществе интеллектуалов-шестидесятников, каждый из которых внёс значительный вклад в развитие отечественной философской мысли.
(Телеканал «Россия — Культура»), 2010 год. 8 серий.
В 1966 году в СССР был создан отдел, занимающийся изучением проблем общественного сознания. Его сотрудники – Георгий Щедровицкий (чьими идеями усилилось КСОдвижение), Мераб Мамардашвили, Юрий Замошкин, Юрий Карякин, Эрик Соловьев, Виталий Вульф, Юрий Давыдов – получили возможность сосредоточиться на «мысли». Они были твёрдо уверены, что смогут создать новый язык советской науки. Кроме того, отдел объединил культурную элиту того времени: образовался «Кружок Замошкина», куда входили Александр Зиновьев, Борис Грушин, Александр Пятигорский; стали стихийно складываться неформальные объединения художников, музыкантов, артистов, такие как мастерская Эрнста Неизвестного и Театр на Таганке. Об истории создания, сферах деятельности, ключевых фигурах, о том, как сложились судьбы героев после распада отдела и многом другом – в фильме Александра Архангельского «Отдел».
Анонсы серий, ссылки на видеоролики, другие материалы >>>

Школа «Мыследеятельностной педагогики» (средняя общеобразовательная школа №1314 г. Москвы)
Замысел школы разработан коллективом ученых и педагогов под руководством доктора психологических наук Ю.В. Громыко. Основная идея школы – освоение методологической культуры, связанной и с Мышлением, и со способом действия.
Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. Метапредметы – соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
http://1314.ru

Международная тьюторская школа >>>

Межрегиональная тьюторская ассоциация >>>