«Бродят» идеи…

25 сайтов с замечательными ресурсами по разным предметам. Открыть

Джон Дьюи «Моё педагогическое кредо»
Скачать 2 варианта перевода: Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой и А. Антиповой, С. Шаровой
Перейти на сайт с вариантом перевода А. Антиповой и С. Шаровой

Скиннер Б.Ф. Свободный и счастливый ученик
Начав чаще реагировать на успехи ученика, чем на его неудачи, учителя позволяют ученику чаще испытывать удовлетворение от осознания своей правоты и создают у него важнейшие внутренние подкрепители, ясно показывая ему, как он продвигается
Скачать

Тагунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. Открыть статью
«Идея о социальной справедливости … внесла в образовательную парадигму значимые изменения. Хотя главный постулат гласит: «Система образования выстраивается вокруг ученика», – его смысл в новых условиях изменился: имеется в виду не развитие отдельного индивида, а развитие всех вместе. В переосмысленной парадигме акцент делается не на индивидуализме, замкнутости, конкурентоспособности, а на формировании уникальной личности, коммуникативности, взаимоподдержке, помощи, эмпатии, участии».
«Переосмыслены представления о пользе одновозрастной социализации: сегодня она во многих научных работах рассматривается как отрицательное явление. Приветствуется обучение разновозрастных групп, меняются установки на стиль взаимодействия учащихся».

Метод Фейнмана, нобелевского лауреата по теоретической физике
Самые лучшие лекции по по физике — это лекции Ричарда Фейнмана. Американцы его называют легендарным учителем. Помимо великого учёного он так же был просто превосходным учителем и мог говорить об очень сложном простым языком.
«… Шаг 2 – объяснить другому, используя общедоступный язык, как будто вы учите кого-то.»

Система схематизации и моделирования при решении математических задач.
В основе неё метод планомерного формирования умственных действий. Автор — Абрамсон Я.И., внук выдающегося советского психолога П.Я. Гальперина

Национальная доктрина образования Российской Федерации (проект).
Авторы: Слободчиков Виктор Иванович, Остапенко Андрей Александрович и др.
«Без новой стратегии и новой национально ориентированной образовательной политики попытки реализации нового нацпроекта будут иметь минимальный эффект и ни о каком интеллектуальном, нравственном и экономическом прорыве речь идти не будет».
Текст доктрины полностью (в pdf, в doc)
Краткое изложение новой образовательной политики

Беседа с выдающимся советским психологом Пётром Яковлевичем Гальпериным (1902-1988).

Скачать книги П.Я. Гальперина
Видео о П.Я. Гальперине и его научных идеях и их реализации

Галшиев Эрдэни-Хайбзун
Эрдэни-Хайбзун Галшиев (1855—1915) — бурятский буддийский лама, учёный, просветитель России. Автор сочинения «Бэлигэй толи» — «Зерцало мудрости». По жанру «Зерцало мудрости» относится к субхашиты: краткие изречения, облеченные в художественную рамку и блещущие оригинальностью мыслей и образов. Второе двустишия представляют собою доказательство первого.
Книга на двух языках — русском и бурятском. Скачать в формате Adobe Flash Player (можно листать красочный оригинал-макет) и DOC.
Включает 1000 изречений, 80% из которых сверхактуальны на сегодняшний день. Малая толика приведена ниже:

  • 164
    Если научился знаниям в полной мере, не скрывай их от жаждущих научиться. Иначе знания потухнут без пользы, подобно горению светильника, заключенного в кувшин.
  • 260
    Если оказаться во власти затруднения, неясности и лени, также учись совместно с хорошим товарищем. Знай, совместные усилия — лекарство, искореняющее лень.
  • 269
    Если добыл новое знание, делись им с близкими друзьями. Оно никогда не забудется, словно записано в памяти.
  • 289
    Тщательно не разузнав, где правда, не торопись восхвалять или осуждать кого-либо. Торопиться высказаться, обладая немногим, — это привычка людей недалекого ума.
  • 298
    Не смейся над делами других только потому, что они не нравятся тебе. Разве кто-нибудь осуждает, что звери ходят в лесу, а рыбы плавают в воде.
  • 754
    С пристрастием не следуй порядкам, не дающим пользы, думая только о том, что они установлены прежде. Иначе это в большинстве своем приведет твои дела к упадку или же они без пользы останутся на прежнем уровне.
  • 992
    Если требуется определить, что истина — единичное или общее, размышляй, что не существует единичное «я» и «мое». Кроме пустых имен, подобных игре сновидений, нет ничего в единичном.

Громыко Юрий Вячеславович
Библиотека книг и лекций Ю.В. Громыко и его коллег >>>

Слободчиков В.И. о типах социальных организованностей людей и педагогическом значении коллективных форм организации совместной деятельности детей и взрослых

Книга Фредерика Лалу «Открывая организации будущего» (2016).
Автор анализирует уже возникшие в разных точка мира необычные организации, основанные на совершенно новых организационных принципах. В них нет традиционных иерархических структур, бюрократии и регламентов. Все эти организации отличает высокий уровень самоуправления и необычайная гибкость в принятии решений; они питаются неисчерпаемой творческой энергией Человека, занятого трудом, исполненным Смысла. Контроль заменен доверием; страх, стресс и напряжение – любовью.
На с. 121-126 рассказывается об удивительной школе в Берлине: ESBZ – Evangelische Schule Berlin Zentrum (у школы есть сайт).
В школе отказались от традиционного фронтального обучения. Детям предоставлена вся ответственность за свое обучение. Ученики учатся сами и учат друг друга в самом широком смысле. Идеи этой школы близки к КСО.
Но и КСОшникам есть чему у них поучиться!

Кен Робинсон. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Кен Робинзон – один из ведущих мировых специалистов в области образования и развития человеческого потенциала (работавший с руководителями образования самого высокого уровня Великобритании и США) – проводит анализ системного разложения сферы образования и излагает свое видение дальнейших перспектив развития мировой системы общего образования.

Джон Тэйлор Гатто. Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя: : скрытая суть обязательного школьного образования / пер. с англ. Ю. Казанцевой. М.: Генезис, 2006. 122 с.

Педагогическая карта мира
Педагогический кинозал (синепарк) и «авторское описание педагогических концепций и образовательных моделей в русле практико-ориентированной парадигмы». Большой перечень достойных имён в педагогике.

Школа-парк – Epos (educational) park of open studios – образовательный парк открытых студий (на основе идей М.А. Балабана):
Первичным коллективом “парк-школы” является не класс, а разновозрастная студия, образуемая по предметному принципу (студия математики, студия естествознания и т.п.). Учебный процесс в студиях основан на взаимодействии учащихся разных возрастов между собой. Нет учебного плана (учебных планов столько же, сколько и детей), каждый ребёнок работает в студиях в индивидуальном режиме. Нет обязательной промежуточной аттестации, она заменена свободным резюме, суммирующим реальные достижения ребёнка в каждой студии…
Школа-парк (О.М. Леонтьева)
Циклопедия о школе-парк
Образовательный парк открытых студий (А.М. Гольдин)
Бирюзовая парк-школа

15 необычных школ, круче которых только Хогвартс
Эти школы не только выглядят как крутые здания с футуристичным дизайном, но и по-новому подходят к процессу обучения.

Приговор классно-урочной системе. Видео:

Свободный доступ к книгам в электронном виде на сайте
Научной библиотеки им. К.Д. Ушинского — главной педагогической библиотеки России >>>

Arzamas —
это некоммерческий просветительский проект, посвященный гуманитарному знанию (истории, литературе, искусству, антропологии, философии — о культуре и человеке), своеобразный университет. Это сочетание коротких видеолекций, прочитанных учеными, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок и длинных статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами — всего, что поможет полнее раскрыть тему. Всё бесплатно.

Финская школа

Кризис классно-урочной системы обучения при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. 2015. № 2.
Кузнецов А.А., д.п.н., академик Российской академии образования, вице-президент РАО
Чернобай Е.В., д.п.н., директор НИИ столичного образования МГПУ

Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика: истоки, история, концепция, публикации, аудио, фото и многое другое

Библиотека педагогической классики (Ян Амос Коменский, Джон Локк, Иоганн Песталоцци, Адольф Дистервег, Константин Ушинский, Джон Дьюи, Антон Макаренко и об А.С. Макаренко)

Макаренко Антон Семёнович: биография, сочинения, соратники, воспоминания, судьбы воспитанников, ссылки на ресурсы, связанные с именем А.С.Макаренко

Об условиях и истории становления педагогической системы и ключевых педагогических положений Антона Семеновича Макаренко, о непростой судьбе его наследия и типичных заблуждениях в его понимании пишет немецкий исследователь Гетц Хиллинг (ФРГ).
Хиллинг Г. Колония имени М. Горького — творческая лаборатория Макаренко // Педагогика. 2003. № 8. С. 78-87.

Документальный фильм «Учитель с «Железным» крестом». О Семёне Афанасьевиче Калабалине — любимом ученике Антона Семеновича Макаренко. Он был беспризорником, бандитом, которого едва не расстреляли. Благодаря влиянию великого педагога Калабалин и сам стал на путь перевоспитания трудных подростков — стал выдающимся педагогом.
«Он угодил в школу диверсантов. Их сбросили на парашютах на территорию Украины, а утром их сдали немцам местные полицаи. Однажды в лагерь военнопленных приехал человек в немецкой форме, которые прекрасно изъяснялся по-русски. Он предложил Калабалину стать агентом Абвера. Калабалин согласно кивнул головой и рассказал, как он ненавидит русских и всю советскую власть. Ему поверили. Вскоре его на парашюте скинули уже с немецкого самолета в окрестностях Нижнего Новгорода. У него на руках — документы на имя Семена Карева, а за плечами — рация, ключом которой он обязан отбивать шифрограммы в Германию. Калабалин тут же явился в местное НКВД, где ему предложили вести двойную игру». Подробнее на телеканале Россия 1 >>>
Смотреть на  youtube >>>

Малая группа в учебном процессе. О кооперативных методах обучения в США (автор М.А Чошанов) >>>

Маршрутный лист для свободной школы (Педагогика Селестена Френе глазами современного российского директора) >>>

Школа с одним общим классом во Флориде (США) >>>

Разновозрастное учебное сотрудничество
Zukerman_annotazia_1987История разновозрастного учебного сотрудничества с античности и до наших дней. Педагогическая эффективность разновозрастного учебного сотрудничества. Приведены конкретные примеры. Статья нисколько не потеряла своей актуальности, как будто и не прошло 27 лет: лишь недавно такая задача вошли в новые школьные ФГОС.
Котова Е.А., Цукерман Г.А. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку // Русский язык в школе. 1987. № 3. С. 9-14.

«Что нам делать с образованием? Массовитет. Университет. Персоналитет»: лекция доктора культурологии, методолога Владимира Африкановича Никитина (о нём) о выращивании принципиально новой системы образования (рядом с нынешней старой), построенной на коммуникации, самоорганизации, персональности, особом типе коллективности. «Персоналитет» — это не конвейер и не «супермаркет» (т.е. не выбор каких-либо курсов из предлагаемых), это…

Сайт Школы-Персоналитет (одна из попыток воплощения этих идей)

«Технология парного обучения». Видео: уроки, педсоветы, классные часы. Фильмы. Видеоконсультации. Страница Григория Олеговича Громыко (Германия)

«Ищу учителя». Цикл документальных фильмов (телеканал «Россия — Культура»), 2012 год. 4 серии.
Об уникальных авторских школах – «Класс-центре» Сергея Казарновского, «Школе Ямбурга», Свято-Алексиевской пустыни отца Петра (Василенко), лицее «Текос» Михаила Щетинина, школе-лаборатории Владимира Гармаша, школе Шаталова и многих других единственных в своём роде учебных заведениях. Авторы фильма побывали в этих образовательных учреждениях, пообщались с выдающимися педагогами-новаторами, которые предлагают авторские методики или используют открытия предшественников, удерживая баланс креативности и адаптации.
Анонсы серий и ссылки на видеоролики >>> (цитаты анонсов взяты с сайта телеканала «Культура».)
Ссылки на сайты школ, которые упомянуты в этих фильмах (спасибо за них сайту журнала «Директор школы»):

Школа Михаила Щетинина

Социально-педагогическая технология «Социомониторинг», разработанная ярославскими КСОшниками под влиянием идей Манука Ашотовича Мкртчяна. Подробнее >>>

Доклад Агроновича Б.Л., профессора Томского политехнического университета, «Базовые принципы системы SMART-образования» (о самопланируемом самообразовании, построенном на идеях индивидуализации и кооперации обучающихся)
Видеоверсия доклада (с 1 мин.) >>>
Слайды из презентации (скриншот видеоэкрана) >>>

Выступления Ю.В. Громыко по самым острым ситуациям и проблемам России и мира
Юрий Вячеславович анализирует действия правительства по отношению к образованию, науке и промышленности России, последствия этих действий в долгосрочной перспективе. Ю.В. Громыко предлагает конкретный план действий с позиции России в условиях надвигающейся второй волны кризиса. Будет ли Россия оставаться страной полупериферии или может снова стать лидером мирового развития? Предлагаются конкретные решения, позволяющие осуществить России следующий шаг в научно-технологическом развитии и вернуться в число мировых лидеров.
Смотреть ролики

Педагогическая библиотека
Постоянно пополняемое собрание книг и статей, выставленных в электронном виде для свободного доступа, по педагогике, управлению образованием, психологии, логопедии, дефектологии, медицине, филологии. Многие материалы были когда-то изданы малыми тиражами и их достаточно сложно найти.
http://www.pedlib.ru

Щедровицкий: в поисках элиты
Документальный фильм о жизни и деятельности Г.П.Щедровицкого. Фильм построен в виде популярного рассказа о семье Георгия Петровича, о зарождении и деятельности Московского методологического кружка и основных его идеях. В фильме использованы интервью с участниками ММК (Б.А.Грушиным, В.М.Розиным, Н.И.Кузнецовой, Г.А.Давыдовой, А.А.Пинским, П.Г.Щедровицким и др.), архивные видеозаписи. Открыть видео на youtube >>>

Щедровицкий Г.П. Лекция в Энергосетьпроект
16.03.1990.
Вехи своей биографии. А также о: проектировании как особом типе мышления и деятельности (отличается ли оно от исследовательского мышления); мышлении и эмоциях; особенностях советских людей, о социализме в СССР.

Методология в России (информационный ресурс Методологического Движения)
http://www.circle.ru

Научный фонд Г.П. Щедровицкого
www.fondgp.ru

Школа культурной политики
http://www.shkp.ru

«Отдел». Документальный фильм об уникальном сообществе интеллектуалов-шестидесятников, каждый из которых внёс значительный вклад в развитие отечественной философской мысли.
(Телеканал «Россия — Культура»), 2010 год. 8 серий.
В 1966 году в СССР был создан отдел, занимающийся изучением проблем общественного сознания. Его сотрудники – Георгий Щедровицкий (чьими идеями усилилось КСОдвижение), Мераб Мамардашвили, Юрий Замошкин, Юрий Карякин, Эрик Соловьев, Виталий Вульф, Юрий Давыдов – получили возможность сосредоточиться на «мысли». Они были твёрдо уверены, что смогут создать новый язык советской науки. Кроме того, отдел объединил культурную элиту того времени: образовался «Кружок Замошкина», куда входили Александр Зиновьев, Борис Грушин, Александр Пятигорский; стали стихийно складываться неформальные объединения художников, музыкантов, артистов, такие как мастерская Эрнста Неизвестного и Театр на Таганке. Об истории создания, сферах деятельности, ключевых фигурах, о том, как сложились судьбы героев после распада отдела и многом другом – в фильме Александра Архангельского «Отдел».
Анонсы серий, ссылки на видеоролики, другие материалы >>>

Школа «Мыследеятельностной педагогики» (средняя общеобразовательная школа №1314 г. Москвы)
Замысел школы разработан коллективом ученых и педагогов под руководством доктора психологических наук Ю.В. Громыко. Основная идея школы – освоение методологической культуры, связанной и с Мышлением, и со способом действия.
Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. Метапредметы – соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
http://1314.ru

Межрегиональная тьюторская ассоциация >>>