Необходимость работать по-новому

После краевого семинара №1«Подготовка организаторов коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам», состоявшегося 25–29 сентября 2017 г. в рамках реализации Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края, команды-участники 10 районов успешно воспроизвели подобные организационно-деятельностные семинары для педагогов своих территорий, в числе которых и Емельяновский район. Это говорит о силе коллективного духа и подтверждает верность выбранного пути по подготовке деятелей и коллективов в деле развития школьного обучения.

———————————————————

Ефимова Л.Л.,
учитель русского языка Каменноярской школы,
Емельяновский район

В последние годы в сельской местности выявились проблемы школьного обучения: малочисленность, наличие значительного числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим перед общественностью встали задачи – выявить причины появления данных проблем и преобразования системы сельского сектора образования.

С 2017 года вступила в силу «Концепция развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края». Разработчики концепции считают, что все преобразования в сельском секторе образования должны носить системный характер: изменения должны быть и в содержании образования, и в технологиях организации образовательного процесса, и в управлении образовательной организацией и их сетевом взаимодействии с другими организациями образования, социальной сферы и производства.

«Общее, дополнительное и профессиональное образование жителей сельских муниципальных районов Красноярского края в последние годы активно реформируется и приспосабливается к меняющейся социально-экономической среде», «усиливаться значимость сельской школы в части формирования у детей самостоятельности, навыков коллективного труда, ответственности за малую Родину. Все это позволит выпускнику сельских школ достойно жить и работать как в селе, так и в городе».

07–10 ноября 2017 г. в рамках реализации «Концепции развития школьного обучения в сельских муниципальных районах Красноярского края» прошёл организационно-деятельностный семинар «Обучение по индивидуальным образовательным программам» в одной из небольших школ Емельяновского района Красноярского края поселка Каменный Яр, который расположен в 40 км от города Красноярска в западном направлении Транссибирской магистрали. Школу этого поселка не обошли все те же проблемы, и поэтому возникла необходимость найти новые приемы и методы обучения детей.

Руководителем данного мероприятия была назначена Иволгина Людмила Ивановна – старший преподаватель Красноярского института повышения квалификации педагогов, её ассистентом стала методист Каменноярской школы Иванова Елена Викторовна. Участниками семинара стали учителя не только Каменноярской школы, но и преподаватели Мининской и Зеледеевской школ, в общей сложности 25 человек. В начале работы некоторые педагоги воспринимали проведение семинара без энтузиазма, так как всё новое принимается в штыки, да и в каникулярное время работать с утра до вечера тяжело.

Начался первый день… Руководители объявили, что учителя должны «прожить» в роли учеников все эти четыре дня, и работа началась. Возникли трудности, так как никто из участников не работал по данной системе. Даже планирование деятельности на день давалось с трудом. К концу работы первого дня все собрались в аудитории для рефлексии, уставшие и с «полным хаосом в головах». Это было высказывание одной из участниц семинара.

На второй день все пришли с интересом: что же будет дальше. Все разбрелись по школьным кабинетам для выполнения заданий и окунулись опять в неизвестность – что за методика Ривина, как по ней работать, а, может быть, бросить и работать по-прежнему. Но руководители семинара продолжали спокойно и методично вести всех, как котят, по новым тропам под названием «Система коллективного обучения по индивидуальным маршрутам и программам». День прошёл насыщенно, творчески. Все, конечно же, устали, но в головах «остался частичный хаос». На третий день уже все со знанием дела заходили в аудиторию, планировали свою деятельность, расходились на занятия, тренинги и т.д. Кто-то в парах познавал методику Ривина и как её применять на практике, кто-то в группах изучал методику разучивания стихов, а кто-то самостоятельно разрабатывал схемы и алгоритмы. К концу этого дня уже все признали, что работать по этой системе просто необходимо для того, чтобы результаты работы были эффективными и значимыми.

По завершению семинара слушатели курса высказали свое мнение о том, что семинар прошёл в тесной, дружелюбной и рабочей обстановке, благодаря которой осталась «приятная усталость». Он проходил в стенах школы и поэтому педагоги раскрепощались, тем более что руководители доброжелательно управляли всеми этапами работы.

Администрация школы и участники семинара выразили благодарность лаборатории методологии и технологии КСО Красноярского института повышения квалификации педагогов за предоставленные ресурсы и за помощь в проведении семинара. Отдельная благодарность выражена К.М. Бордукову, директору проектно-ресурсного центра Емельяновского отдела образования, который оперативно договорился о с ИПК о возможности такого семинара.