Резюме реализации проекта Красноярского края «Создание малокомплектных сельских школ не классно-урочного типа на основе разновозрастных учебных групп»

Исходная проблема малокомплектных сельских школ и меры по её решению

Обеспечение доступности качественного образования для каждого учащегося независимо от его места жительства и уровня дохода семьи приобретает особую актуальность в специфических условиях малочисленной сельской школы. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно. Но, к сожалению, по частным вопросам. Поэтому эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования.

Фронтальная организация обучения (одновременное продвижение учащихся от темы к теме, от класса к классу) является главной причиной низкого качества образования в сегодняшней школе – и в городской, и в сельской.

При этом фронтальной организацией обучения обусловлен веер других проблем, в частности, затруднена комплектация профилей в старшем звене, мало возможности сделать управляемым процесс становления школьника как социально компетентной личности. Так, если важнейшие социальные умения (умения действовать в разнообразии изменяющихся ситуаций, проявлять в них инициативу и самостоятельность, ответственно выбирать стратегию поведения) и формируются у отдельных ребят, то не благодаря целенаправленной работе школы, а как правило, естественным образом – за счёт удачно сложившегося набора определённых ситуаций в школе, дома и социальном окружении. Однообразие и бедность естественных образовательных (со-бытийных) ситуаций сельского социума делают эту проблему ещё более актуальной.

Достижение учащимися качественного образования впрямую не связано с укрупнением школ, что весьма важно иметь в виду при реструктуризации сети школ. Только инфраструктурных изменений (преодоление материально-технической отсталости, обеспечение подвоза учащихся в школы центральных усадеб или районных центров, укрупнение школ, создание новых форм образовательных учреждений и др.), проводимых в рамках комплексного проекта модернизации образования, недостаточно, чтобы повысить качество образования на селе. Кроме того, реструктуризация сети сельских школ не может коснуться удалённых и труднодоступных школ.

Считаем, что модернизация малочисленной школы в первую очередь должна быть направлена на преодоление технологической отсталости образовательного процесса – фронтальной организации обучения. Для решения указанной исходной проблемы и тех проблем, которые ею обусловлены, требуются существенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательного процесса.

Для преодоления технологической отсталости учебно-воспитательного процесса в малочисленной школе имеются некоторые преимущества. Во-первых, в этих учреждениях легче индивидуализировать обучение. Во-вторых, организацию учебного взаимодействия учащихся разных возрастов можно использовать в качестве ресурса для компенсации дефицита культурных и социальных контактов сельских школьников в рамках самих учебных занятий, а не только во внеурочной работе.

Чтобы учесть неоднородность учащихся по познавательным качествам и опыту, необходимо проектировать не одну обучающую программу для целого класса, а отдельные программы для каждого ученика. В научной школе М.А. Мкртчяна выявлен закон: чем в большей мере решаются задачи индивидуализации обучения, тем больше проявляется его коллективный характер. Это означает, что благодаря разным формам кооперации и сотрудничества участников учебно-воспитательного процесса становится возможным реализовать индивидуальные образовательные программы обучающихся [1].

Таким образом, индивидуализация обучения и повышение уровня его коллективности – вариант переустройства образовательной системы малочисленной школы.

Для преобразования малочисленной школы необходимо предпринять следующие меры:

1) разработку и внедрение технологий учебно-воспитательного процесса, основанных на индивидуальных программах учащихся и коллективных формах их реализации;

2) обеспечение педагогов и учащихся, работающих по этим технологиям, соответствующими методическими рекомендациями, программными и учебными материалами;

3) соответствующее внедряемым технологиям изменение нормативно-правового обеспечения;

4) обучение педагогов, руководителей школ, специалистов управлений образования и системы педагогического образования технологиям учебно-воспитательного процесса, основанных на индивидуальных программах учащихся и коллективных формах их реализации.

Заделы

В этом направлении в Красноярском крае имеются некоторые заделы: на базе отдельных малочисленных сельских школ разработаны и апробированы первые варианты организации образовательного процесса в разновозрастных группах; модифицированы программы по ряду учебных предметов начальной и основной ступени; приняты журналы для образовательных учреждений с разновозрастными учебными группами и локальные акты школьного уровня, например, «Положение об организации образовательного процесса в разновозрастной учебной группе», «Должностная инструкция учителя разновозрастной учебной группы». Полученные варианты разновозрастного обучения, несмотря не необходимость их совершенствования и соответствующего учебно-методического обеспечения, уже позволяют достичь достаточно высокие результаты обучения и воспитания школьников.

Использование имеющегося опыта помогает осуществить запуск новых школ намного быстрее, чем это происходило в пилотных школах в 2003-2005 гг.

О правильности выбранного направления преобразования малочисленной школы говорит положительная динамика учебных (количество школьников, занимающихся на «4» и «5»; сформировать общих умений коммуникации, навыков коллективного труда), личностных, воспитательных результатов школьников, позитивные изменения в состоянии здоровья, повышение профессионально-педагогического уровня учителей. Так, в Берёзовской основной школе Ачинского района качество усвоения учебных предметов возросло с 23% до 51%, значительно опережают сверстников в освоении предметов 13% школьников. Среди победителей национального проекта «Образование» 5 малочисленных школ с разновозрастными учебными группами.

Поэтому неслучайно Красноярский ИПК стал опытно-экспериментальной площадкой Российской академии образования по теме «Новые образовательные технологии в малокомплектных сельских школах».

Перспективы

Организация обучения по индивидуальным программам позволяет обеспечить профилизацию обучения даже в условиях малочисленности. По большому счёту, сколько старших школьников, столько и индивидуальных программ, а значит, столько же может быть профилей. Такой вариант профильного обучения апробирован на взрослых (директорах и учителях), теперь предстоит его внедрить для обучения школьников.

Перед нами стоят задачи усовершенствовать полученные варианты обучения в разновозрастных коллективах, адаптировав к условиям школ процедуры формирования индивидуальных образовательных программ учащихся, первоначально смоделированных в области повышения квалификации педагогов. Этого нельзя сделать без дополнительных исследований, как поэтапно включить учащихся в процесс составления индивидуальных образовательных программ, планирования своей деятельности на занятиях.

Кроме того, в прожектах разработка и апробация таких перспективных вариантов организации образовательного процесса, как:

– «целостный образовательный процесс в школе полного дня»;

– «школа на основе интеграции учебного и внеучебного процессов».

Важное направление инновационных работ – разработка программных и учебно-дидактических материалов по отдельным учебным предметам начальной и основной ступени, а также программ и методических рекомендаций по формированию метапредметных умений учащихся.

Фрагмент статьи:
Лебединцев В.Б. Новые образовательные технологии в малокомплектных сельских школах: заделы и перспективы // Дополнительное профессиональное образование Красноярского края: диалог традиций и новаций: сб. науч.-метод. материалов. – Красноярск, 2010. – С. 109-116.



[1] Мкртчян М.А. Прожектные идеи и утопии на третье тысячелетие // Коллективный способ обучения: научно-методический журнал. – 1996. – № 3. – С. 6-7.