Иерархия проблем малочисленных сельских школ

В основе сегодняшней малокомплектной школы лежит классно-урочно-предметный тип организации обучения: ученики группируются по классам; с классом работают поурочно, по одной программе – как с единым целым; содержание образования делится на большое количество отдельных предметов (с каждым годом их все больше), что требует соответствующего количества специалистов-предметников.

Этот тип организации обучения сформировался для обеспечения образования в массовых учреждениях, но многие десятилетия воспроизводится и в МКШ. Здесь, как и в больших школах, работают с учениками одного класса общим фронтом. Несмотря на то, что в классах мало учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями, – учебный процесс в школе построен по одинаковой для всех программе, будто все ученики одинаковы. Вследствие этого по существу не обеспечивается индивидуальный подход. К тому же в условиях сильно выраженной в классах МКШ дифференциации учащихся снижается планка требований и мотивация к учению, падает качество. Если в массовых школах противоречие между фронтальной организацией учебного процесса и индивидуальными способами усвоения содержания хотя бы как-то смягчается за счет распределения детей в разные по типу учебные группы и образовательные учреждения, то в МКШ указанное противоречие только усиливается.

Из-за малочисленности невозможно иметь в школе квалифицированных специалистов по всем предметным областям, учителям приходится совмещать непрофильные для них предметы, что снижает качество преподавания этих предметов.

А поскольку при этом всё равно требуется довольно много учителей и нужно содержать большие по площади здания (каждому классу дай по кабинету), встает экономическая проблема – классно-урочная организация МКШ очень затратна.

Таким образом, собственно педагогическая проблема – классно-урочный способ организации малокомплектной школы – обуславливает целый веер других проблем. Более того: он не позволяет обеспечить в условиях малочисленности профильное обучение в старшем звене и никак не решает социальные проблемы, специфичные селам: дефицит социальных контактов у школьников и удаленность сел от культурных центров (что, несомненно, влияет на уровень образования).

Решить эти проблемы возможно педагогическими средствами: за счет изменение технологии обучения сельских школьников – создание разных вариантов обучения в разновозрастных учебных группах. На примере МКШ легче понять, как организовать обучение по индивидуальным образовательным программам, но в условиях совместного пребывания учащихся. Кроме того, попутно решить вопросы интеграции в обычную школу детей с проблемами в развитии, профильного и предпрофильного обучения.