Новым стандартам – нового учителя

Алла Викторовна Шароглазова, методист Учебно-методического центра Енисейского района

С 31 января по 4 февраля 2011 года в методическом центре Енисейского района прошла вторая сессия курсов повышения квалификации учителей малочисленных сельских школ, апробирующих или перешедших на не классно-урочную систему обучения в разновозрастных группах. Руководитель курсов старший научный сотрудник КК ИПК, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ Владимир Борисович Лебединцев. Курсы были практико-ориентированными.

В их рамках прошли дни открытых дверей в Чалбышевском филиале Подгорновской СОШ №17 и Анциферовской ООШ №25. С 2009-2010 учебного года Анциферовская школа, Городищенская и Чалбышевская школы Енисейского района осуществляют переход на не классно-урочную систему обучения, основной единицей которой является разновозрастной учебный коллектив.

Учащиеся разных лет обучения осваивают материал разным темпом и в своей последовательности. Реализация индивидуальных учебных маршрутов разворачивается в различных учебных ситуациях, в парах с учителем, другими учениками разных лет обучения и индивидуально. Не исключена работа в микрогруппах под руководством учителя, но фрагменты фронтальной работы переведены в разряд вспомогательных или для организации дискуссии.

В образовательных пространствах школ данной системы выделены кабинеты индивидуальной и самостоятельной работы учащихся, разных видов взаимодействия в парах и групповой работы. Учителя освоили иные позиции: организатора учебного занятия (дежурного учителя), учителя-предметника и консультанта, учителя- ассистента. Учитель- предметник обучает отдельных учеников (или малые группы) согласно плану, составленному учительской кооперацией. Ассистент организует и направляет работу в парах, малых группах и индивидуально. У дежурного учителя в качестве основного средства оперативной организации имеется табло планирования, где для каждого ученика указаны темы, задания и виды работ, ситуации взаимодействия в РВГ на весь учебный день.

Вторая сессия курсов показала, что в положительную сторону изменились отношения между учениками. Взаимоотношения стали учебно-деловыми. Дети охотно идут на сотрудничество друг с другом. Отрабатываются приемы индивидуальной и самостоятельной работы, приемы взаимопроверки и взаимообучения. Учитель при не классно-урочной системе стал больше организатором деятельности учащихся, а не только носителем информации по своему предмету.

Конечно, пока еще сохранятся общий фронт в планировании деятельности учащихся одного года обучения и контроля их знаний и умений. На заседании учительской кооперации этим вопросам было уделено большое внимание. Выделены главные задачи педагогов следующего этапа освоения не классно-урочной системы обучения. Это пошаговое планирование деятельности каждого ученика, а не группы учащихся одного года обучения.

Педагоги школ выразили желание продолжить сотрудничество и индивидуально-коллективные встречи с Лебединцевым Владимиром Борисовичем. В районе и каждой сельской малочисленной школе необходим постоянно действующий методический семинар по изучению и коррекции разной практики не классно-урочного обучения, формирования универсальных учебных действий.

Данная система обучения отвечает всем требованиям ФГОС нового поколения. Новой школе нужен новый учитель и иная система обучения.

Экспертные заключения о деятельности енисейских не классно-урочных школ >>>