Проект Красноярского края по преобразованию малокомплектных и малочисленных сельских школ на основе идеологии КСО (2001-2008)

oblozhka_Stanovlenie_SKO_po_IOP_2_3Всё, что есть в этом и связанном с ним разделе, скачать одной книгой «Становление системы коллективного обучения на основе индивидуальных маршрутов и программ. Документы и публикации. 2001–2011 годы» >>>

oblozhka_Stanovlenie_SKO_po_IOP_1_4(С помощью гиперссылок можно оперативно переходить от одного фрагмента книги к другому. Кроме того, в него вложены файлы оригинал-макетов нескольких книг и статей по теме, а также слайдовые презентации)

————————————-

Опыт модернизации образования последних десяти лет наглядно продемонстрировал, что инфраструктурные изменения (перевод малых школ в разряд филиалов или их закрытие и подвоз учащихся в более крупные школы, компьютеризация, ЕГЭ) практически не сказались на улучшении результатов образования сельских школьников.

Низкое качество образования в малочисленных сельских школах во многом обусловлено классно-урочным её укладом (см. иерархию проблем МКШ >>>).

Для повышения его качества в малочисленной сельской школе требуются прежде всего кардинальные изменения в базовом процессе (в учебном процессе и не только в нём).

Утверждение, что исчерпаны резервы повышения качества образования в малочисленной школе собственно педагогическими средствами, верно в случае, если модернизация предполагает классно-урочную систему обучения как единственно возможную, т.е. осуществляется в педагогически неизменных условиях. Переход к системе обучения, отличной от классно-урочной, принципиально меняет постановку вопроса. По этой проблеме в Красноярском крае получены существенные заделы благодаря проекту по преобразованию малокомплектных и малочисленных сельских школ на основе идеологии коллективного способа обучения.

На примере малых школ проще было исследовать, как целостно меняются учебно-воспитательный процесс и его программно-методическое, нормативное обеспечение, подготовка кадров.

В 2001-2003 годах проект назывался «Подготовка педагогов малочисленных сельских школ к работе в разновозрастных учебных группах», а с 2003 года – «Создание малочисленных сельских школ не классно-урочного типа на основе разновозрастных учебных групп».
Заказчиком проекта выступило краевое управление образования.
Научный руководитель – М.А. Мкртчян.

На первом этапе проекта  (2001-2004 гг.) осуществлялась, можно сказать, своеобразная «реформа мозгов» (см.: Материалы организационно-деятельностных игр директоров малокомплектных и малочисленных сельских школ: 2001-2002 годы), происходил отказ от фронтальной работы как основного вида взаимодействия учителя с классом, предоставление каждому ученику возможности осваивать материал своим темпом и способом в рамках своего класса.
(В качестве промежуточного «продукта» был создан вариант системы обучения на основе индивидуальных учебных занятий — в Гмирянской (директор В.Н. Краус), Даурской (директор Е.П. Пыхтина) и Щетинкинской школах (директор Г.М. Юшкова) Красноярского края. Для них это был подготовительный, промежуточный этап в переходе к системе коллективных учебных занятий в разновозрастной группе. Однако он может использоваться как вполне самостоятельный вариант, весьма полезный для малочисленных школ, да и не только для них.)

На втором этапе проекта (с 2004 г.) осуществлялась разработка и реализация разных вариантов коллективных учебных занятий в разновозрастных группах.

Документы проекта

Работа с кадрами

Механизм реализации проекта — выращивание носителей (специалистов) новой образовательной практики в ходе её становления. Для создания разномасштабных команд по формированию и реализации программных представлений о построении школы не классно-урочного типа проводятся:
— интенсивные семинары с ведущими субъектами преобразований (директорами школ) по анализу сложившейся ситуации, программированию и коррекции деятельности (всего было проведено 8 специальных организационно-деятельностных игр >>>; видеохроника организационно-деятельностной игры «Моделирование системы обучения на основе индивидуальных образовательных программ», 16-20 мая 2005 года);
— семинары в школах по программированию, коррекции и рефлексии деятельности;
— школьные разработческие семинары с образовательной направленностью, см. например: Рассохина Т.Г. Формирования дидактических компетентностей педагогов разновозрастной учебной группы;
— курсы для подготовки школьных команд по технологии обучения в разновозрастных коллективах;
— разработческие мастерские для учителей по структурированию содержания предметов для организации учебного процесса в разновозрастных группах;
— выезды специалистов ИПК в школы для совместного проектирования и запуска учебного процесса в разновозрастных учебных группах, проведения экспертных работ и консультаций.

Специалисты ИПК запускают разновозрастное обучение в головных школах проекта (см. видеохронику запусков разновозрастного обучения), обеспечивают методологическое и научно-методическое сопровождение поисковых работ и руководят деятельностью головных школ по тиражированию полученных образцов в муниципальных образовательных системах. А также готовят тьюторов, разрабатывают дидактические средства для дистанционного обучения руководителей и педагогов территорий. В функции головных школ входит описание полученных моделей и их тиражирование.

Созданы программы подготовки руководителей и педагогов школ к работе в РВГ. (Посмотреть образовательную программу повышения квалификации и оргпроекты различных курсов, проведённых в её рамках.)

Для подготовки кадров создано дистанционное учебное пособие «Теория и технология коллективных учебных занятий», учебное мультимедийное пособие «Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных учебных группах» (см. видео >>>).

Запуски школ

В течение 2003-2005 учебных годов под руководством специалистов Красноярского ИПК прошли запуски разновозрастного обучения в 14 малочисленных школах 11 районов.

Для создания новой педагогической традиции особую важность приобретают районные и межрайонные сети взаимодействующих школ. Так, было налажено плодотворное сотрудничество между школами Ермаковского и Шушенского районов, Ачинского и Боготолького.

Модели школ глазами самих практиков

Пресса о школах

Результаты реализации проекта

К 2007 г. в Красноярском крае более чем в десятке малочисленных сельских школ стали организовывать обучение в разновозрастных коллективах. Это Берёзовская основная школа Ачинского района, Ивановская средняя Ермаковского, Гляденская основная Шарыповского, Бушуйская основная Пировского, Даурская основная Балахтинского, Коробейниковская основная Боготольского, Байкальская начальная и Малобельская основная Енисейского, Иджинская средняя Шушенского (начальное звено), Восточенская средняя Уярского (начальное звено) и другие школы.

Через несколько лет их опыт позволил школам, не участвовавшим ранее в проекте, достаточно быстро (с минимальным подготовительным этапом) перейти на новую систему обучения: Отрокская средняя Идринского района; школы Енисейского района: Городищенская, Чалбышевская и Анциферовская. (См. экспертные заключения о деятельности этих школ, 2010-2011)

Образовательные результаты

Положительная динамика учебных достижений школьников (количество школьников, занимающихся на «4» и «5»; сформированность общих умений коммуникации, навыков коллективного труда; рост личностных, воспитательных результатов, позитивные изменения в состоянии здоровья). Так, в Берёзовской основной школе Ачинского района качество усвоения учебных предметов возросло с 23% до 51%, значительно опережают сверстников в освоении предметов 13% школьников.

Повышение профессионально-педагогического уровня учителей, улучшение условий в образовательных учреждениях для обеспечения доступности в качественном образовании.

Среди школ-победителей национального проекта «Образование» 5 малочисленных с разновозрастными учебными группами (Ивановская средняя Ермаковского р-на, Грузенская средняя Балахтинского, Березовская основная Ачинского, Иджинская средняя Шушенского, Бараитская средняя Новосёловского).

Школы проекта успешно проходят аккредитацию (пример — Березовская школа). Их деятельность высоко оценена службой по надзору в области образования.

Статьи о новой образовательной практике

Книги и статьи, обобщающие технологические, методические и практические находки, полученные благодаря проекту

Опыт школ проекта позволил понять, что такое индивидуальная образовательная программа и каковы механизмы её составления и реализации в коллективном процессе.

Сотрудничество с другими регионами

Красноярский опыт создания школ не классно-урочной организации обучения вызывает большой интерес в других регионах России. Учёные и практики Москвы, Читинской, Томской, Курганской областей, Республики Карелия, посетившие школы проекта, весьма положительно оценили их практический опыт.

  • 2007 г. Отзыв о Березовской школе.
    «Посещенные занятия вызвали огромный интерес. Мы увидели результаты работы в РВГ. Формирование социальных навыков в этой системе намного выше и разнообразнее по сравнению с традиционной. Педагоги школы продемонстрировали различные приемы и методы учебной работы в РВГ, а также функции учителя. Личностно ориентированная парадигма реализуется как раз в РВГ. Педагогический коллектив находится на высоком уровне развития и добивается ценностно-ориентационного единства».
    Булгакова Н.Ф., зав. кафедрой педагогики и психологии Томского ИПК; Таразанова О.П., зам.директора Каргасакской СОШ №1 Томской обл.; Гришаева Т.О., методист районного управления образования г. Томска. 2007 г.
  • 19.03.2008
    Из письма директора Пушнинской школы Республики Карелия Т.И. Танцевой директору Березовской школы В.В. Чеберяку
    «Василий Власович! Огромный привет из Пушного! Поработали мы в Лапшихине, Ачинске, Красноярске и Ермолаево очень хорошо, но для себя я поняла, что больше всего знаний мы получили именно у вас! За это огромная благодарность вам и всем-всем учителям и ребятам!
    В Красноярске мы встречались с М.А. Мкртчяном, говорили о КСО. Все в ИПК с огромным уважением отзываются о Вас и вашей школе, так что к вам мы попали по адресу!
    Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
    С уважением, Татьяна Ивановна Танцева».

Директоров школ приглашают для проведения семинаров в этих регионах. Так, в 2004 г. директор Гмирянской школы Валентина Николаевна Краус провела семинар с руководителями и педагогами школ Читинской области. Ее деятельность на семинаре как учителя-технолога, ее выступление о модели своей школы произвели большое впечатление. Оказывается, такая практика – не фантастика, не премудрости «вченых» мужей!

Директора Гляденской школы Галину Николаевну Белоусову пригласили в г. Курган в 2006 г. на областное совещание директоров школ. Она выступила на пленарном заседании и провела мастер-класс.

Неоднократно проводились курсы в Чите, Томске, Кызыле. Например, осенью 2007 г. состоялся трехдневный семинар в Томском ИПК. См. отзывы томичей >>>

Становление данной системы обучения, отличной от классно-урочной, не сводится к внедрению некоторых технологических приемов, а представляет собой целостное изменение всех аспектов школьного уклада.

Программно-методическое закрепление деятельности школ
Обучение в разновозрастном коллективе требует разработки и использования специфических программно-методических и учебных материалов. Коллективами педагогов-практиков были разработаны соответствующие новой системе обучения программы по многим учебных предметам:

Модифицированные программы учебных предметов структурированы таким образом, чтобы можно было построить разные последовательности прохождения курса. Это нужно для того, чтобы учесть индивидуальные возможности и особенности каждого школьника, а также обеспечить их сотрудничество, распределив между ними разные темы.

Нормативно-правовое регулирование деятельности школ

Новая практика потребовала её нормативного закрепления.

В 2005-2006 учебном году апробировались новые форматы журналов для не классно-урочных школ (см. приказ).
По итогам апробации 07.07.2006 агентством образования администрации Красноярского края утверждены формы журналов разновозрастной учебной группы, заменяющие традиционные классные журналы.

В школах приняты необходимые локальные акты. В частности:

См.: Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллективов: нормативно-правовые основы деятельности // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 161-169.

Послепроектный период

В 2009 году Красноярский институт повышения квалификации был аккредитован в качестве опытно-экспериментальной площадки Российской академии образования по пяти направлениям. Одно из них КСОшное — «Новые технологии обучения в малокомплектной сельской школе».

  • 24.10.2009
    Из письма Т.И. Пуденко о программе опытно-экспериментальных работ по МКШ
    «Уважаемый Владимир Борисович! Посмотрела присланную Вами программу и переправила ее Анатолию Марковичу Цирульникову. Мы с Анатолием Марковичем совпали во мнении, что Ваша программа  полна, обоснована, с четко поставленными целями и виденьем логики движения, отражает определенную авторскую позицию.  Она написана очень хорошим четким языком. Видно, что делали люди, которые понимают, что и как они собираются делать. В отличие от меня, Анатолий Маркович давно знает эти технологии разновозрастного обучения, называет это КСО (с разными вариациями); еще с 80-х годов видел все это у Щетинина и, как он сам выразился, относится к этому «нормально», как к направлению, которое возможно и имеет свои результаты. Он видел эти школы и в Красноярском крае.
    Татьяна Ивановна Пуденко, кандидат педагогических наук, доцент, зав. лабораторией управления образовательными системами Института управления образованием РАО»

Однако предполагаемая деятельность (см. программу опытно-зкспериментальных работ) реально не состоялась по ряду политических причин в краевом образовании, в частности, с 2008 г. перестали получать официальное утверждение и одобрение инновационные площадки при Красноярском ИПК и краевом министерстве образования.
(Небольшим исключением являлась успешная работа в Енисейском р-не в 2009-2011 годах, основанная на энтузиазме районного методического центра. О состоянии дел в енисейских школах см. в заметке А.В. Шароглазовой >>>)

2009-2012 годы можно считать послепроектным периодом, завершающим, подытоживающим и обобщающим разработческую, внедренческую и исследовательскую деятельность, проводимую в 2001-2008 годах. Часть малочисленных школ была ликвидирована, а часть школ сохранилась. Это именно те школы, где был на достаточно приемлемом уровне завершён цикл внедрения нового и начался нормальный режим функционирования, включающий все аспекты: нормативный, программный, методический (включая разнообразный дидактический материал), кадровый, технологический (отработаны режим учебной недели и дня, учительско-ученическое самоуправление, планирование по каждому ученику). Учащиеся этих школ демонстрируют высокие образовательные результаты, существенно отличающихся от допроектного периода.

Отголоски проекта

Результаты красноярского проекта распространяются в других регионах. В частности, в декабре 2012 г. в Забайкалье прошли курсы по организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ. Подробнее >>> А в марте 2014 г. — в Кызыле (подробнее >>>).