Все сноски из статьи М.А. Мкртчяна «История становления КСОдвижения»

[1] Брейтерман М. Диалоги // Учительская газета. – 1989. – 31 января (№ 13).
Вихман З. Метод сочетательного диалога. Опыт применения // За качество кадров. – 1931. – № 6.
Вихман З. «Дикий ВУЗ» – не бредовая идея // Учитель Казахстана. – 1992. – №№ 19, 20.
Ривин А.Г. Содиалог как орудие ликбеза // Революция и культура. – 1930. – №№ 15-16.
Чаган З. Дикий ВУЗ // Революция и культура. – 1929. – № 11.
Шаламов В. 20-е годы // Юность. – 1987. – № 12.
Шапошников Н. Светлые и тёмные стороны метода сочетательного диалога // За качество кадров. – 1931. – № 6.

[2] Первые шаги перехода от Группового способа обучения (ГСО) к Коллективному способу обучения (КСО): методические рекомендации. – Красноярск: Изд-во Красн. гос. ун-та, 1985.

[3] Валентина Васильевна  была основателем Ленинградского центра создания коллективного способа обучения, руководителем ленинградской группы КСОшников, преданным пропагандистом идей коллективного обучения. См. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Эксклюзив, 1995. – 135 с.
Архипова В.В., Скепко О.А.Один день без классов и уроков // Звезда Лангепаса. – 1991. – 19 марта.
Архипова М.В., Скепко О.А. В память о Валентине Васильевне Архиповой // Коллективный способ обучения. – 1995. – № 1. – С. 38-42.
В 1987 году в г. Ленинграде по инициативе Валентины Васильевны была организована первая специализированная конференция. На конференцию приехала большая делегация из Красноярского госуниверситета – преподаватели и студенты так называемых экспериментальных групп. Несмотря на то, что в самом названии конференции фигурировали имя Виталия Кузьмича и словосочетание «коллективный способ обучения», денег на командировочные расходы для В.К. Дьяченко не нашлось, он приехал на конференцию за свой счет. Вот такой парадокс нашей жизни советского периода…

[4] Мкртчян М А. Коллективный способ обучения: практический курс. – Саяногорск: Мысль, 1989.

[5] Дьяченко В.К., Архипова В.В. Коллективный способ обучения // Учительская газета. – 1987. – 28 августа, 8 сентября.

[6] Литвинская И.Г. Использование методики Ривина при изучении стихотворений // Коллективный способ обучения. – 1995. – № 1. – С. 28-32.
Литвинская И.Г. Две модификации методики «взаимопередачи тем» // Коллективный способ обучения. – 1995. – № 2. – С. 33-40.

[7] Бигельдинова Б.Н. Вариант организации и проведения конференции по обмену опытом внедрения коллективных учебных занятий // Коллективный способ обучения. – 1996. – № 3. – С. 59-66.
Катыщук С.М. Первые шаги поисково-разработческой деятельности средней школы № 56 // Коллективный способ обучения. – 2000. – №4. – С. 16-22.
Курочкина Л.Д. Новые технологии обучения // Начальнаяшкола. – 1993. – № 2.
Литвинская И.Г. О новой форме организации занятий // Методология, теория и практика педагогического творчества, научные основы управления народным образованием: сб. тезисов научно-практической конференции. Ч. 1. – Алма-Ата, 1991. – С. 83-85.

[8] Архипова В.В., Скепко О.А. Один день без классов и уроков // Звезда Лангепаса. – 1991. – 19 марта.
Карпович Д. И. Становление экспериментальных площадок по созданию коллективных учебных занятий и перспективы их развития в школе141 г. Красноярска // Коллективный способ обучения. – 1995. – № 1. – С. 12-23.
Снопков В.Т. Уроки и проблемы // Коллективный способ обучения. – 1995. – № 2. – С. 41-43.
Ученик М. Чтобы личность состоялась // Учитель Казахстана. – 1992. – 19 ноября.

[9] Карпович Д.И., Бондаренко Л.В. Практика становления классно-предметной системы обучения. – Красноярск, 2005. – 151 с.

[10]  Вебер Г.М., Литвинская И.Г. Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики // Коллективный способ обучения. – 1996. – № 3. – С. 34-43.
Литвинская И.Г. Красноярский краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики, опыт работы // Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХI веков: сборник статей. Ч.2. – Казань: УНИПРЕС, 1998. – С. 171-173.

[11] Ведущей территорией по созданию КСО в Казахстане является Павлодарская область, а лидером и вдохновителем КСОдвижения – сотрудник Павлодарского ИПК педагогических кадров Надежда Порфирьевна Серёменко.

[12] Литвинская И.Г. Запуск коллективных занятий в начальном звене // Организация образования в XXI веке: сборник статей. – Ереван: Ноян тапан, 1999. – С. 19-24. – (На арм. языке).

[13] Мкртчян М.А. Вопросы создания коллективного способа обучения: история, проблемы, перспективы // Коллективный способ обучения. – 2000. – № 4. – С. 6-14.

[14] К 2000 г. интересный опыт в создании разновозрастных учебных групп был получен в г. Красноярске (СОШ 56, 141 и 144).
Карпович Л.Н. Рост и развитие поисковой экспериментальной площадки по созданию разновозрастной учебной группы // Коллективный способ обучения. – 2000. – № 5. – С. 61-65.
Сушкина Е.В. Опыт создания разновозрастной учебной группы в школе №144 г. Красноярска // Коллективный способ обучения. – 2000. – № 5. – С. 65-68.

[15] Мкртчян М.А. Коллективный способ обучения. Практический курс. – Саяногорск: Мысль, 1989. – С. 38-45.

[16] Литвинская И.Г. Полигон будущего // Учительская газета. – 1999. – 8 июня (№ 22). – С. 8.

[17] Катыщук С.М. Управление инновационной школой: проблемы, достижения и перспективы // Коллективный способ обучения. – 2000. – № 5. – С.41-43.
Организационно-деятельностные игры в образовании: сборник статей. – Красноярск, 2001. – 100 с.

[18] Серёменко Н.П. Начало внедрения нового: программный подход и организационно-деятельностные игры // Директор школы. – 2008. – № 5. – С. 37-42.

[19] Материалы организационно-деятельностных игр директор малокомплектных и малочисленных сельских школ: 2001-2002 годы. – Красноярск, 2003. – 220 с.

[20] Минов В.А. Представления о содержании стратегического управления. Технологические сдвиги в управлении. Изменение организации для возможности управления // Стратегическое управление в образовании. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004.

[21] Катыщук С.М., Горностаев А.О. Переустройство муниципальной методической службы // Методист. -2007. – № 6. – С. 21-24.
Катыщук С.М. Управленческий семинар повышает профессионализм руководителя и демократизирует жизнь школы // Народное образование. – 2007. – № 9. – С.106-108.

[22] Горностаев А.О., Катыщук С.М. Методические рекомендации методистам и преподавателям ИПК по организации курсов повышения квалификации управленческих кадров на основе индивидуальных образовательных программ. – Красноярск, 2008. – 38 с.
Катыщук С.М. Моделирование способов и содержания повышения квалификации в соответствии с потребностями практики образования // Профессиональное развитие: Пути модернизации постдипломного образования педагога: сборник метод. материалов. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. – С. 128-133.
Минов В.А. Тетрадь для занятий по курсу “Программная организация деятельности”. – Ярославль: Институт развития образования, 2001. – 88 с.
Минов В.А., Минова М.В. Организация и обеспечение коммуникации и понимания в деятельности управляющих групп: учебно-методическое пособие. – Красноярск : РИО КГПУ, 2004. – 216 с.

[23] Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие. – Красноярск, 2007. – 136 с.

[24] Дейс С.В. Построение эффективного урока через сочетание различных организационных форм // Начальнаяшкола. – 2007. – № 12. – С. 23-28.

[25] Так, курсы по проблемам организации обучения в разновозрастных коллективах проводятся по моделям, приближенным тем, которые реализуются в школах. См. Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив в малочисленных сельскихшколах: подготовка педагогов // Методист. – 2009. – № 9. – C. 14-17.

[26] Богатова В.И., Фомина Л.Д. Модель школы с разновозрастными учебными группами [Опыт Ивановской школы Красноярского края] // Справочник руководителя сельской школы. – 2006. – № 5. – С. 11-17.
Климанова Г.И., Чеберяк В.В. Становление системы разновозрастного обучения в малочисленной сельской школе // Методист. – 2009. – № 8. – С. 46-51.
Лебединцев В.Б. Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 99-108.
Сорокина Т.А. Организация образовательного процесса, отличного от классно-урочного // Педагогическая техника. – 2007. – № 1. – С. 106-112.
Не классно-урочное обучение: модели, содержание образования, управление: сборник статей. – Красноярск, 2006. – 124 с.

[27] Были проведены сборы университета непрерывного образования (УНО), в состав которого входил сектор организации ОДИ (организационно-деятельностной игры). И наоборот, были организованы ОДИ, в рамках которых был сектор УНО, при этом сама ОДИ рассматривалась как сессия УНО. Словом, из разных форм и моделей складывались и реализовались принципы  и ценности новой образовательной практики.