Положение о краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края

Положение было разработано М.А. Мкртчяном в 1995 г., а затем с небольшими доработками утверждено решением коллеги управления образования администрации Красноярского края № 9 от 20.03.1997

Введение

Демократизация управления образованием и предоставление общеобразовательным учреждениям свободы, определение направления развития собственной деятельности активизировали поисково-разработческую деятельность как отдельных учителей, управленцев, так и общеобразовательных учреждений в целом.

Массовое увлечение экспериментальной деятельностью породило стихийно-спонтанное появление и распространение разнообразных подходов, идей и концепций преобразования практики школьного образования.

Появилась необходимость создать структуры и механизмы, позволяющие обеспечить, проследить и направлять ход всего инновационного цикла от разработки и освоения педагогического новшества до его применения в массовой практике.

Как показала практика, достаточно эффективным и целесообразным способом  решения этой задачи является создание краевых инновационных комплексов, идея которых была заложена ещё в программе «Учитель-2».

1. Предназначение комплекса

Краевой инновационный комплекс является объединением общеобразовательных школ и образовательных учреждений разных регионов края, которые реализуют в массовой образовательной практике вполне определённую педагогическую традицию.

Краевой инновационный комплекс предназначен для решения следующих задач:

– Соорганизация методологов, теоретиков, практиков-исследователей, управленцев, учителей, представляющих конкретную педагогическую традицию.

– Запуск и поддержание системы процессов поиска, разработки, апробации и тиражирования новшеств данной педагогической традиции.

– Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров этой традиции.

– Создание групп специалистов, несущих ответственность за становление и развитие в крае данной педагогической традиции.

2. Условия создания комплекса

Краевой инновационный комплекс создаётся при наличии:

– концепции определённой педагогической традиции;

– методологов, теоретиков, методистов, являющихся носителями этой концепции;

– не менее десяти (10) образовательных школ, готовых выделить площадки (учебные группы и преподавательский состав) для осуществления процессов поиска, разработки, апробации и тиражирования новшеств данной педагогической традиции;

– команды специалистов, берущей на себя организационно-управленческую ответственность за становление и развитие комплекса.

3. Юридический статус комплекса

Краевой инновационный комплекс создаётся решением коллегии Управления образования.

Решение коллегии является основанием для присвоения входящим в состав комплекса педплощадкам статуса «экспериментальных» на уровне региональных систем образования.

4. Структура комплекса

Структурными единицами комплекса являются:

– группа сотрудников Центра развития образования во главе с научным руководителем комплекса;

– экспериментальные площадки (учебные группы и преподавательский состав общеобразовательных школ).

При этом экспериментальные площадки делятся на:

– поисковые (здесь ведущими в исследовательской деятельности являются поисково-разработческие процессы);

– инновационные (здесь ведущими являются инновационно-апробирующие процессы);

– адаптационно-тиражирующие (здесь тиражируются разработанные и апробированные педагогические новшества).

5. Структура управления комплексом

В каждой школе, входящей в состав комплекса, распоряжением директора назначается руководитель педагогической площадки данной традиции.

Программа развития комплекса, её очередные конкретизации и коррекции определяются на общих сборах представителей всех площадок комплекса.

В период между общими сборами актуальные вопросы рассматриваются на собраниях руководителей площадок и заседаниях Совета комплекса.

Члены Совета комплекса выбираются на общих сборах представителей всех площадок.

Деятельностью каждой площадки комплекса управляет руководитель площадки.

Координирует работу всех звеньев комплекса группа сотрудников Центра развития образования во главе с научным руководителем комплекса.

6. Финансовое обеспечение деятельности комплекса

Экспериментальные площадки финансируются территориальными органами управления образованием.

Совет комплекса работает на общественных началах. Материально-техническое обеспечение и оплата специалистов для организации образовательных процессов для представителей комплекса (курсы переподготовки, стажировки, научно-практические конференции, ОД-игры и т.п.) осуществляет Центр развития образования.

Средства на командировочные расходы представителей экспериментальных площадок для участия на вышеуказанных мероприятиях представляют региональные органы управления.

7. Завершение деятельности комплекса

Краевой инновационный комплекс расформировывается как организованность в следующем порядке:

I этап. Приостанавливается поисково-разработческая деятельность с переводом площадок поискового типа в ранг инновационных.

II этап. Приостанавливается инновационно-внедренческая деятельность с переводом инновационных площадок в ранг тиражирующих.

III этап. Приостанавливается тиражирующе-адаптационная деятельность со снятием статуса «экспериментальности» у тиражирующих площадок и ликвидацией должности руководителя экспериментальной площадки.

Далее решением коллегии Управления образования констатируется факт расформирования комплекса. Экспериментальные площадки, входящие в состав комплекса, продолжают свою деятельность в рамках закона об образовании как носители определённой педагогической традиции.