Красноярский краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (1995-2008)

Ведущими полигонами создания коллективного способа обучения являются инновационные комплексы, включающие в себе ряд образовательных учреждений.

oblogka_KIK_10_letВопрос об управлении инновационной деятельностью стал особо актуальным для системы образования в начале 90-х годов XX века, т.к. в этот период эта деятельность имела зачастую спонтанный характер, появившиеся модификации различных новшеств порой значительно отклонялись от концептуальных оснований. В связи с этим управлением образования администрации Красноярского края было предложено решить проблему поиска оптимального способа управления инновациями. В системе общего образования края был разработан механизм управления развитием практики образования – инновационные комплексы.

Первый инновационный комплекс был создан в 1995 году в Красноярском крае, который включил в себя более двадцати школ. (Смотреть программу деятельности КИК от 1995 года.)

Аннотация книги

Основные идеи инновационного комплекса были разработаны М.А. Мкртчяном на основе методологии программной организации деятельности и идей о конструкторско-исследовательских педагогических площадках (Ю.В. Громыко), методологии и технологии организационно-деятельностных игр (Г.П. Щедровицкий).

В основе механизма были заложены следующие идеи:

  • объединение разных образовательных учреждений (школ, лаборатории, методкабинетов, управлений образования) в единую деятельностную структуру;
  • наличие и взаимосогласование поисково-разработческих, внедренческих и адаптационно-тиражирующих процессов через создание соответствующих площадок;
  • соорганизация разных профессионалов и позиционеров (методологов, теоретиков, практиков-исследователей, управленцев, учителей, методистов), представляющих конкретную педагогическую традицию;
  • непрерывное образование участников в ходе строительства новой практики и создание групп специалистов, несущих ответственность за становление и развитие данной педагогической традиции.

Таким образом, речь шла о включённости в единый организационно-деятельностный комплекс учреждений, процессов, площадок, индивидуальных субъектов – участников создания новой образовательной практики.

Отличительная особенность первого комплекса заключалась в постановке задачи изменения массовой классно-урочной практики в практику, основанную на коллективных учебных занятиях.

Второй комплекс был создан для развития системы индивидуально-ориентированных учебных занятий. Через несколько лет, он стал действовать самостоятельно.  Общее руководство им вначале обуществлял А.А. Ярулов (автор системы индивидуально-ориентированного обучения), затем – М.В. Минова.
(См. Минова М.В. Индивидуально-ориентированное обучение и повышение качества обучения в сельской школе // Сельская школа: инфраструктура, образовательный процесс, место в социуме: сб. статей. Красноярск, 2008. С. 94-98.)

В дальнейшем в ряде муниципалитетов Красноярского края апробировались варианты создания муниципальных инновационных комплексов.

Школы, входящие в состав комплекса, стали площадками разных типов:

  • поисковые – это площадки превращения концептуальных представлений в факт реальной действительности;
  • инновационные, на которых исследуются и разрабатываются способы и средства внедрения практических достижений поисковых площадок;
  • тиражирующие – это площадки массового освоения новшества.

Таким образом, на площадках первой группы создаётся новшество, на площадках второй группы разрабатываются методы и средства подготовки педагогических кадров, а на площадках третьей группы новшество закрепляется и проявляется как «нормальное», обычное явление общеобразовательной действительности.

Особой исследовательской площадкой стали общие сборы участников комплекса. Они проходили в виде организационно-деятельностных игр и имели определенную специфику.
(См.: Организационно-деятельностные игры в образовании: сб. статей. Красноярск, 2001.)
Помимо рабочего (игрового) и клубного пространств, проводимые нами игры включали образовательное пространство. Каждый раз содержание, форма, концепция такого пространства задавались проблемами построения практики. В зависимости от того, что нужно было исследовать и освоить, в ходе организационно-деятельностных игр можно было реализовать коллективные занятия той или иной фазы, определенную модель самоуправления и пр. Именно на играх комплекса родились модели университета непрерывного образования, сетевого университета строителей КСО, были исследованы особенности работы учительской кооперации, процессы коллективного мышления, особенности взаимообучения и др.

ОД-игры сыграли большую роль в формировании коллективного субъекта инновационного комплекса. Вопрос о развитии коллективных субъектов деятельности был поставлен нами ещё в конце 80-х годов, однако только в период деятельности комплексов он получил свое серьёзное развитие. И по признанию управленцев краевого уровня, был решён на очень хорошем уровне. Неслучайно управлением образования администрации Красноярского края в 2000 г. нам был поручен проект подготовки управленцев к работе в разновозрастных группах сельских школ. И здесь важным средством формирования команды, коллективного субъекта преобразующей деятельности стали ОДИ. Это позволило в дальнейшем «говорить об особом красноярском КСОшном стиле ОДИ в образовании».

Отметим, что уже тогда оформился принцип образования взрослых, существенно важный для всех видов работы с кадрами. Это принцип соответствия субъекта предстоящей деятельности предстоящей действительности. Это вытекало из идеологии и технологии коллективных занятий. Заложенные в них принципы сотрудничества и взаимопомощи, инициативы, умения и навыки программирования, планирования и рефлексии как собственной, так и коллективной деятельности, навыки само- и со-организации, владение общими способами мышления и коммуникации должны были стать соответствующими личностными качествами строителей коллективного способа обучения. Это положение задавало основу требований к содержанию и подготовке всех участников комплекса и логику оргдеятельностных игр.

По книге:
Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография. – Красноярск, 2010. – 228 с.

 

Краевой инновационный комплекс по созданию КСО в документах

Положение о краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края >>>

Решение коллегии Управления образования администрации Красноярского края от 11.04.1995 «Об оформлении краевого инновационного комплекса»

Решение коллегии Управления образования администрации Красноярского края от 20.03.1997 «Об утверждении Положения краевых инновационных комплексах в системе дошкольного, школьного и дополнительного образования Красноярского края»

Решение коллегии Главного управления образования администрации Красноярского края от 22.04.2004 «Итоги работы краевых инновационных комплексов в решении узловых вопросов практики образования и перспективы предстоящей деятельности»

Доклад И.Г. Литвинской «Итоги работы краевых инновационных комплексов за период с 1999 по 2004 годы, их вклад  в решение узловых вопросов практики образования и перспективы предстоящей деятельности» на коллегии Главного управления образования администрации Красноярского края от 22.04.2004

Аналитическая записка О.В. Запятой «Итоги работы краевого инновационного комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий за период с 1999 по 2004 годы, его вклад в решение узловых вопросов практики образования и перспективы предстоящей деятельности» к коллегии Главного управления образования администрации Красноярского края от 22.04.2004

Приказ Главного управления образования администрации Красноярского края от 09.09.2003 № 264 «О составе краевого инновационного комплекса по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий в 2003–2004 учебном году»

График курсовых мероприятий лаборатории методологии и новых образовательных технологий Красноярского ИПК НА 2004-2005 учебный год

Скачать одним файлом документы, указанные выше

Перспективы развития краевого инновационного комплекса по созданию Коллективного способа обучения: материалы организационно-деятельностной игры № 66. Красноярск: ИПК работников образования, 2007.