Экскурс в историю парной технологии обучения

Григорий Олегович Громыко

Deuchland, Mannheim, 27 августа 2009

Расскажу, как появилась парная технология в России и в СССРе.

В 1816-ом году офицеры, вернувшиеся из похода, — далеко ходили, до самого до Парижу! — основали «Общество взаимного обучения». Царь им, кстати, разрешил. Очень хочется думать, что идею взаимного обучения они привезли из Европы, — на это очень похоже. И для кантонистов (см. википедию) стали открывать такие школы. К 1819 году открыли аж 70 штук. И закрыли своё общество, так как его стало преследовать, — кто бы мог подумать? — любимое министерство! Средства давления были ну совершенно те же, что и сегодня. Закрыли они, значит, своё общество и занялись другим, — это привело их к декабрю 1825-го. Уцелевшие через 20 лет в Сибири открыли опять школы взаимного обучения, — опять им царь (уже другой тогда был) разрешил, в 1846-ом. Но это всё же были ещё не парные школы, а бёль-ланкастерские.

В 1918 году Александр Григорьевич Ривин, высоко квалифицированный преподаватель, жил в Киеве. Жрать было нечего, — помните? «белые придут — грабють, красные придут — грабють»? И подался он в деревню Корнино Житомирской области, кусок хлеба искать. А там, — надо же! — в это жуткое время были родители, которые хотели, чтобы их дети поступили в гимназию. Они его наняли, чтобы он их детей к этому подготовил. Детей этих было шесть. Он стал готовить. А ничего же не было, — ни учебников, ни бумаги. Поэтому он одному объяснял один вопрос — на клочке бумаги. А потом говорил ему «понял? теперь пойди расскажи Маше». И отсюда пошло уже «наше» парное обучение. Ещё — не технология!

Через некоторое время Ривин заметил, что шестерым в парах скучновато. Тогда он поставил родителям условие «буду дальше учить, если все дети села будут ко мне ходить». А их было 40 или 70, — точно не известно. Конечно, они не все разом приходили, — кто когда мог. А Ривин учил «от зари до зари» и без выходных. Весной следующего года сколько-то детей поступили в гимназию, — это ж надо же!? Как раз в то время, когда Петлюра наступал на Киев… А Ривин переехал в Москву, где история продолжается до 1933-го года, — о ней как-нибудь потом расскажу (очень интересная история, — там уже были зачатки технологии).

Идём по времени нашей истории дальше, то есть ооочень далеко назад.

Жили-были бедные евреи. Писать не умели, но Тора у них уже была. Устная. Передавали из уст в уста. 3000 знаков надо было передать так, чтобы ни единой ошибки ни в едином знаке, — ну, так говорят. И несколько столетий друг другу, — не в парах ли? — передавили очень исправно. А потом чего-то случилось (это не наша тема), и они записали Тору. И школу открыли — ешиву. Веспасиан разрешил, — ну, не странно ли? — наместник римский, а евреям школу разрешил. Правда, он потом императором стал.

Ну, а привычка парно учить сама собою туда пришла, никто её и не звал, на то она и привычка. До сих пор в ешивах учатся в парах, и в Израиле, и в Европе, и в США. то есть возраст парного обучения около 2.000 лет.

А в 1804 году монах один в Швейцарии открыл для бедняков при монастыре школу… И там сказал «будем учить друг друга взаимно и попеременно». У них в городе тогда правили иезуиты. Когда они увидели, что за юноши из этой школы выходят, то они сказали этому монаху в 1819-ом году «либо ты дальше тут, но без парного обучения, либо катись-ка ты, братец, на все четыре». Он и покатился в Люцерн. Вернулся через 16 лет, когда иезуитов свергли. А ещё через 15 лет умер в этом же городе, где и родился. Книжек несколько написал. Через 5 лет ему на центральной площади памятник бронзовый горожане отлили.

Ну, а дальше мы уже видели — офицеры русские… Затем Ривин, а потом эстафету от Ривина подхватил ещё совсем молодой «пацан» Дьяченко, благодаря которому мы про парное обучение и знаем. Подвижник был, подвижник. Умер уже в этом, 21-ом, веке. Многое успел. А его последователи расплодились, и парное обучение довели до состояния технологии. Я — один из последователей Ривина, из многих сотен или тысяч.

Никакой цели у всего этого процесса не было, — жизнь так вела, вот и всё. Случилась парная технология. Просто случилась. И больше ничего. Тот, кто думает, что её «специально кто-то придумал», сильно ошибается. Она не могла не случиться, так как обучение в парах соответствует Природе, оно самое естественное из всего, что только есть в человеческом обществе.