История

Отдельные страницы посвящены:

История становления КСОдвижения
Становление коллективного способа обучения как общественно-исторического этапа развития сферы образования представляет собой единство двух видов процессов – естественно-стихийных и искусственно-организованных.
Здесь особое место занимает КСОдвижение (своеобразное педагогическое движение, включающее в себя деятельность большой группы учителей, методистов, учёных, организаторов обучения), чья деятельность задаёт смысл искусственно-техническому компоненту процесса становления коллективного способа обучения.
1. Читать подробнее об истории КСОдвижения >>>
2. Смотреть доклад М.А. Мкртчяна «Проблемы и принципы становления КСОдвижения» на II Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» 23 февраля 1999 года.

25-летняя история КСОдвижения (1989-2014) в оргпроектах ОДИ:
Организационно-деятельностные игры в образовании: методологические схемы, оргпроекты и программы.
Руководителем всех игр являлся Мкртчян Манук Ашотович. Сами оргпроекты, по сути, являются «формулами управленческих событий», и организуя мероприятия в соответствии с этими формулами, возможно осуществить «мыследеятельностный прорыв», позволяющий в дальнейшем выстраивать деятельность по построению будущего.

Отсчет истории целенаправленного строительства КСО можно с полным правом вести с 1983 года, когда в Красноярском государственном университете начались специально организованные (на теоретической и программной основе) работы на физическом факультете.

Красноярский государственный университет. 1983-1987 годы

Основные направления и предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в условиях университета (Красноярск, 1983 год, октябрь-декабрь)
Авторы: Бытев В.О., Дьяченко В.К., Селезнева Г.Т., Круглов Н.Н., Бронников И.Н., Лойко А.Ф., Бондаренко Л.В.

 

Газета «Университетская жизнь» 29.10.1984 (статья Л. Бондаренко и Н. Круглова)

**

Страсти на кафедре педагогики и психологии Красноярского государственного университета
Бондаренко Л.В. Встреча с новым, которому предстоит стать будущим, или Знакомство с Будущим // Коллективный способ обучения. 2018. № 18. С. 69-73.

**

Газета «Университетская жизнь» 29.10.1984 (одно из первых в КГУ интервью с В.К. Дьяченко)

Газета "Университетская жизнь" 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 1)

Газета «Университетская жизнь» 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 1)

Газета «Университетская жизнь» 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 2)

Расписание экспериментальной группы КГУ. Группа Ф-11. 1984 год

Расписание экспериментальной группы Красноярского государственного университета. Группа Ф-11. 1984 год

*********

oglavlenie_Talgenizm_1991ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения: дайджест прессы и литературы 20-80-х годов / сост. и примечания Е.Б. Голубев. Ленинград: ЭЛИАНА, 1991. 114 С.
Уникальная историческая книга содержит статьи А. Ривина, Э. Вихмана, М. Брейтермана, Ю. Азарова и других… и даже  доклад Н. Бухарина.
Скачать (56 Mb)

Фрагменты книги:
Коллективное обучение: история, современность, перспективы / сост. Г.М. Кусаинов, Т.М. Мажикеев. Алма-Ата, 1992. 176 с.
Скачать в DOC (с комментариями и исправлениями обнаруженных ошибок)
Скачать в PDF (сканы оригинал-макета без комментариев)
Включены материалы, которых нет в сборнике «ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения…»:
Кусаинов Г.М.,Мажикеев Т.М. Введение (в основном о Ривине и «ривинском движении»).
Чаган З. «Дикий вуз».
Вихман З.А. История «дикого вуза»

*********

Отец Жирар

Жирар Жан-Батист — францисканский монах, швейцарский педагог, активно использовавший работу в парах
(фр. Jean-Baptiste Girard, 17 декабря 17656 марта 1850)
«Имя легендарного францисканца Отца Жирара из Швейцарии в отечественных книгах по истории педагогики, за исключением книги В.Ф. Одоевского (XIX век), не упоминается. Не упоминается оно и в педагогических словарях. Это еще одно подтверждение тому, что история пишется по заказу. То, что неудобно власти, из истории просто вычеркивается. Но имя Отца Жирара все-таки не удалось вычеркнуть окончательно. В кантоне Фрибург в Швейцарии ему поставлен памятник как Великому Соотечественнику. И сегодня желающие могут посетить его школу, побывать в его монашеской келье, узнать его биографию и биографии его знаменитых учеников. При этом вы ни слова не услышите о его методе, о более чем 1500 школах в Европе, организованных его последователями и уничтоженных по прямому указанию церкви, которая не успела сжечь Отца Жирара на костре как одну из последних жертв инквизиции…» (А.С. Соколов)

О понятии «взаимное» обучение
Отец Жирар активно применял «взаимное» обучение – ученик обучал группу других учеников, а также использовал работу учеников в парах. К сожалению, не осталось описаний, каким образом организовывалось такое «взаимное» обучение.
Необходимо уточнить, что говоря о практиках обучения (в частности, о практике отца Жирара, опыте Белл-Ланкастерской системы), имевшихся до А.Г. Ривина, в слове «взаимное» не следует искать буквальный смысл. Чаще всего, вместо слова «взаимное» точнее было бы сказать: «ученик обучает других учеников», тем самым подчёркивая, что обучает не только учитель, но и ученики взаимодействуют друг с другом.
Конечно, Белл-Ланкастерскую систему можно назвать системой взаимообучения, а точнее – системой группового взаимообучения (но не коллективного взамообучения, как это было у А.Г. Ривина): учили только отдельные ученики, но не каждый, и учили группу учеников.

  • В самом начале фильма чуть-чуть об отце Жираре
    (Фильм «Парное обучение. Глобальная смена парадигмы образования».
    Автор Григорий Громыко, операторы Геннадий Глазунов, Владимир Лебединцев, звукоинженер Michael Graf. Germany, Heidelberg, 2002.)

  • Отец Жирар и взаимное обучение (материал Захарова К.П. из книги: «Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). СПб: Древо жизни, 2012»)

*********

Александр Григорьевич Ривин
(1877 ?) 1878-1944

Александр Григорьевич Ривин (1877–1944), русский, советский педагог (педагог с инженерным мышлением), просветитель, создатель методик коллективного взаимообучения.

Имя Ривина было широко известно российской педагогической общественности в 20–30-х годах ХХ столетия, а также крупным политикам того времени (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, Н.И. Бухарин и др.), он и его метод упоминается в различных публикациях того времени. Он выдвинул ряд смелых педагогических идей и использовал их в практике обучения. Затем его имя затерялось в анналах российской педагогической истории и возродилось лишь в 80-х годы ХХ века.

Хотя ситуации, когда ученик обучает другого ученика или группу учеников, имеют многовековую историю (например, Белл-Ланкастерская система; практика отца Жирара; изучение в парах Талмуда в еврейских ешивах), но вот чтобы каждый учил каждого, работая в парах сменного состава, такое первым изобрёл А.Г. Ривин.

Он сделал гигантский, принципиально новый шаг в развитии взаимообучения, который и позволил именовать его метод коллективным, а обучение – взаимным. Ривин реализовал новую организационную форму: «Каждый говорит с каждым». В результате каждый обучающийся в каждой новой паре выполняет не только роль ученика (слушающего, воспринимающего новый материал), но и роль учителя (излагающего, разъясняющего этот материал) — поэтому все учат всех, каждый учит каждого.

Александр Григорьевич разработал модель коллективной и в то же время глубоко индивидуализированной работы учащихся с информацией.

Ривин на практике реализовал несколько уникальных опытов коллективного взаимного обучения на разных ступенях:
— в начальном обучении (ликвидация неграмотности населения),
— в средней школе (осваивались все предметы старших классов),
— в высшем образовании (кружки с работниками аппарата ЦК ВКП(б) и в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова; в 1928-1930 годах в Москве успешно действовал первый в мире неформальный вуз без профессиональных преподавателей – «Дикий вуз» – для будущих инженеров),
— а также в «клубном» образовании со старшеклассниками, студентами и взрослым населением.

«Дикий вуз»
1928-1930

Корнин и опыт «Дикого вуза» (из книги: Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения (КСО). Усть-Каменогорск: МП «Просвещенец», 1992. С. 10–20.)

«Дикий вуз» и проблема равных возможностей в получении образования (из книги: Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: в 2 ч. Ч. 1. Красноярск-Новокузнецк, 1999. С. 27-44.)

Чаган З. «Дикий» вуз // Революция и культура. 1929. № 11. С. 47-50.

Вихман З. Опыт построения учебного материала для массового рабочего образования // Революция и культура. 1930. №№ 15-16. С. 54-63

Воспоминания З. Вихмана о «диком вузе», опубликованные в разных вариантах и редакциях в Казахстанской прессе:

  • Вихман З. История «дикого вуза» // Казахстанская правда. 1991, 4 декабря (№ 278). (Сокращенный вариант воспоминаний, полный вышел в 1992 году.)
  • Вихман З. «Дикий вуз» — не бредовая идея // Учитель Казахстана. 1992. 5 ноября, №19 (2042). С. 3; 19 ноября, №20 (2043). С. 2.
    Это более развёрнутый вариант воспоминаний (с некоторыми редакторскими правками), чем опубликованный в газете «Казахстанская правда» в 1991 году.
  • Вихман З.А. История «дикого» вуза // Коллективное обучение: история, современность, перспективы / сост. Г.М. Кусаинов, Т.М. Мажикеев. Алма-Ата. 1992. С. 84-97.
    Предложен полный текст статьи с сохранением авторской стилистики. В содержатся важные моменты и факты, которых нет в публикациях газет «Казахстанская правда» (1991) и «Учитель Казахстана» (1992).

*********

Метод А.Г. Ривина

Разные названия изобретения Ривина: «оргдиалог» (организованный диалог), «содиалог» (сочетательный диалог), «диалогические сочетания» – очень точно передают акцент Александра Григорьевича на диалоге между обучающимися, в ходе которого его участники рождают свое знание. Не на стихийном разговоре, а на диалоге специальным образом организованном. Эта идея ещё требует своего осмысления и переосмысления.

Содиалог Ривина является разновидностью работы в парах сменного состава. У Ривина термина «пары сменного состава» не было. Уже после Ривина появились другие варианты учебного взаимодействия в парах сменного состава, о которых, быть может, и не мог мечтать Ривин. Обязательно появятся и другие варианты, о которых и мы пока мечтать не можем, жизнь подскажет.

Однако А.Г. Ривин изобрёл не просто какой-то частный приём, он по сути реализовал на практике систему коллективного взаимного обучения (его сподвижник Б.Таль в 1922 году даёт «методу» Ривина название «коллективное взаимное обучение»).

Статья Ривина «Содиалог как орудие ликбеза»
(единственная сохранившаяся работа автора)
(журнал «Революция и культура». 1930. № 15-16. С. 64-66.)

Крупская Н.К. о талгенизме. Из доклада на II Всесоюзном совещании по самообразованию, 1927 г.

Брейтерман Михаил Давыдович, ученик Ривина, педагог, использовавший его идеи
Опыт использования метода А.Г. Ривина в середине XX века
(Брейтерман М.Д. Метод А.Г. Ривина // На путях к новой школе. 1994. № 1 (6). С. 14-21.)

Михаил Эпштейн, г. Санкт-Петербург
Метод Ривина: История развития идеи и практики применения

Соколов Александр Сергеевич (Санкт-Петербург):
О Ривине, теории и практике ТАЛГЕНИЗМА,  учениках и последователях
(читать >>>)

Захаров Константин Павлович (Санкт-Петербург)
Глубокое историко-педагогическое исследование деятельности А.Г. Ривина и его метода
(Захаров К.П. Истоки коллективного взаимного обучения – Содиалог Александра Григорьевича Ривина. СПб.: ООО «ЭЛВИ-ПРИНТ», 2016. 57 с.)

Круглый стол «Метод А.Г. Ривина и миссия В.К. Дьяченко»
15 мая 2015 г., Красноярск, III Всероссийские дидактические чтения В.К. Дьяченко

Карпович Д.И. Методика Ривина: теоретический, методологический и практический аспекты. Красноярск, 2003. 39 с.

Бондаренко Л.В. Изучение учебных и научных текстов в диалоге. Методика Ривина: сборник научно-методических материалов. Красноярск, 2015. 184 с.

Поверхностное понимание, конъюктурная критика метода А.Г. Ривина

Примеры поверхностного понимания:

  • Перес Г. Несколько слов об активных методах преподавания // За качество кадров. 1931. № 3. С. 14–17.
    Статья о разных активных методах преподавания. Сочетательный диалог упоминается в одной фразе: «Изысканием того метода преподавания, который смог бы заменить собой единообразно схоластическое преподавание в форме лекционной передачи научных знаний, занимается не только ряд педагогов, но и работники, не являющиеся педагогами по специальности. В результате этих изысканий предлагаются различные методы, так например: метод активного взаимодействия /…/; метод сочетательного диалога, который является переходной стадией от метода развернутой беседы к лабораторной системе и так же, как последняя, основывается на заданиях, даваемых в письменной форме». С. 17.
  • Рыбаков И. Глава 8. Метод сочетательного диалога // Рыбаков И. Активные методы обучения в курсовой подготовке инженерно-технических и административных кадров социалистической промышленности. М.: Гос.научно-техническое изд-во, 1931. С. 38-39. (Скан оригинальных страниц книги.)
    (В своей рецензии Певзнер С., см. ниже, справедливо критикует Рыбакова за поверхностность.)

С 1931 года после принятия известного постановления ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. (в котором говорилось о «решительной борьбе против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике не проверенных») начала нарастать критика деятельности А.Г. Ривина, появляется целый ряд статей, авторы которых критикуют его метод, самого Ривина, но, тем не менее, признают достоинства Содиалога. Как указывает К.П. Захаров, при анализе этих статей ясно видно, что они во многом написаны, а часто и переписаны, в угоду политическим решениям партии:

  • Певзнер С. Рецензия на книгу: Рыбаков И. Активные методы обучения в курсовой подготовке инженерно-технических и административных кадров социалистической промышленности. М.: ГНТИ, 1931 // За промышленные кадры. 1932. №1. С. 61.
    В рецензии перечислены достоинства брошюры И. Рыбакова. А среди её недостатков, в частности, вот это:
    «Метод сочетательного диалога» изложен автором настолько кратко и сжато, что, во-первых, совсем непонятна сущность этого метода, и, во-вторых, не выяснен вопрос, почему этот метод называется методом сочетательного диалога: что в нем сочетательного и где там имеет место диалог, а также нет подробного его критического разбора».
    Т.е. о сочетательном диалоге – пара фраз, про то, что И. Рыбаков написал что-то непонятное.
  • Рыбаков И. Предисловие. Глава 3. Предпосылки применения активных методов // Рыбаков И. Активные методы обучения в курсовой подготовке инженерно-технических и административных кадров социалистической промышленности. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ОНТИ, Изд-во НКТП, 1932. С. 3, 11-14. (Скан оригинальных страниц книги.)
    Не прошло и полгода, как автор сменил свою точку зрения (и так недостаточно корректную) о сочетательном диалоге на противоположную.
    Обратите внимание, сравнив фрагменты двух изданий книги И. Рыбакова (1931 и 1932), как стремительно меняется дух времени. Если в 1931 г. цитируется товарищ Андрей Януарьевич Вышинский (известный в дальнейшем как прокурор СССР и министр иностранных дел СССР), возглавлявший в то время Главное управление профессионального образования РСФСР, который взахлеб говорит о необходимости использования на «предприятиях-школах» вместо «предметного метода» — «проектно-комплексный». Но уже через полгода это рассматривается как «нарушение ленинских установок и заскоков в методике». Остается заниматься таким «активным» методом, как «развёрнутая беседа», четко, последовательно и глубоко подготавливаемой и проводимой преподавателем. Правда, автор признается, что этот метод часто становится суррогатом лекционного метода.
  • Рыбаков И. Метод сочетательного диалога // За промышленные кадры. 1932. № 6. С. 24–27.
    Автор тут гораздо более подробно критикует метод Ривина, о котором Рыбаков, полагаем, знает весьма поверхностно, сам его не практиковал. В лучшем случае, возможно, видел, как работает автор метода или его ученики… Скорее всего, только читал описания в статьях, которые цитирует. А какие-то представления строит со слов «одной бабки, которая сказала».
    Статья вышла через несколько месяцев после книги, в которой критические замечания о методе сочетательного диалога высказаны наряду с критикой других, тоже ставшими неугодными методов. Похоже, что отдельная критическая статья подготовлена автором совсем неслучайно — по приведенным примерам становится ясно, что у ряда специалистов метод сочетательного диалога всё ещё находит активную поддержку.
    О поверхностности представлений Рыбакова могут служить хотя три момента: 1) механизм работы в парах описан им противоречиво и скомкано; 2) низкие результаты в школе им. Бубнова приписываются методу сочетательного диалога (они там, возможно, и стали низкими, но уже после преобразования «дикого вуза» в государственное учреждение, когда сразу же отказались от метода сочетательного диалога; а до преобразования результаты «дикого вуза» были достаточно высокими); 3) когда критик говорит, что «этот метод как будто делает упор на коллективизм в учебе, но на самом деле в основе его лежит индивидуализм», в этом проявляется глубоко укоренившееся и до сих пор популярное, но глубоко ошибочное заблуждение, что коллективизм — это фронтальность, унификация. На самом же деле коллективизм — это гармония многообразных личностей В и С сложно устроенным сообществом.

Новое: Глубокий разбор трёх указанных работ И. Рыбакова сделан Евгением Борисовичем Голубевым в статье «Черное значит белое».

  • В сборнике ТАЛГЕНИЗМ: дайджест прессы и литературы 20-80-х годов: см. статьи:
    Шапошников Н. Светлые и темные стороны метода сочетательного диалога // За качество кадров. 1931. № 6. С. 35–39.
    Вихман З. Метод сочетательного диалога. Опыт применения // За качество кадров. 1931. № 6. С. 26–35.
  • Каганович Л. Доклад по организационным вопросам (партийное и советское строительство) // XVII съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М.: Партиздат, 1934. С. 564-565.
    Метод Ривина не упоминается. Осуждаются и запрещаются «рассыпные учебники» (которые были характерны так называемому комплексному построению программ и содержания обучения — в рамках каждой темы были представлены сведения из разных наук и областей практик), несколько раз Сталин бросает свои реплики по этой теме. Поскольку в методе Ривина тоже использовались «рассыпные» материлы (но принципиально другие, чем в «комплексах»), то они тоже подпадали под запрет.

*********

Красноярский край

«Коллективный способ обучения»:
тема номера «Учительской газеты» (1999, № 22)

http://www.ug.ru/old/99.22/t8.htm

«Почти все современные достижения педагогики реакционны»
Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете» (2002, № 11)

Положение о лаборатории КСО в г. Красноярск-26 (1989 г.)

Положение о лаборатории КСО в г. Красноярск-26 с пометками М.А. Мкртчяна (1989 г.)

Красноярский краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (1995-2008)
Вопрос об управлении инновационной деятельностью стал особо актуальным для системы образования в начале 90-х годов XX века, т.к. в этот период эта деятельность имела зачастую спонтанный характер, появившиеся модификации различных новшеств порой значительно отклонялись от концептуальных оснований. В связи с этим управлением образования администрации Красноярского края было предложено решить проблему поиска оптимального способа управления инновациями. В системе общего образования края был разработан механизм управления развитием практики образования – инновационные комплексы. Подробнее >>>.
Программа деятельности КИК от 1995 года >>>

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Образовательные результаты выпускников школ краевого инновационного комплекса

Проект Красноярского края по преобразованию малокомплектных и малочисленных сельских школ на основе идеологии КСО (2001-2008)
Утверждение, что исчерпаны резервы повышения качества образования в малочисленной школе собственно педагогическими средствами, верно в случае, если модернизация предполагает классно-урочную систему обучения как единственно возможную, т.е. осуществляется в педагогически неизменных условиях. Переход к системе обучения, отличной от классно-урочной, принципиально меняет постановку вопроса. Подробнее >>>

Как рождался «первый» опыт организации систематического обучения в разновозрастных коллективах в Красноярском крае. Подробнее >>>

*********

Сотрудничество красноярских КСОшников с учёными, педагогами и управленцами других регионов

Республика Саха (Якутия). На отдельной странице:

  • книга «Дорогой творчества и дружбы». Отражён многолетний опыт КСОшников республики Саха (Якутия) по организации учебного процесса на основе коллективных учебных занятий.
    Лица, судьбы, события, хронология, школы…
    Особое место в книге занимают письма Виталия Кузьмича Дьяченко
  • Фотографии

Письма Виталия Кузьмича Дьяченко, адресованные якутским КСОшникам (1991-2007)

Кемеровская область:

Письма Виталия Кузьмича Дьяченко, адресованные Вячеславу Александровичу Рязанову
(учителю русского языка, завучу, директору Березовской средней школы Кемеровского района Кемеровской области)
1996-2005 годы

В.К. Дьяченко с педагогами МОУ «Березовская СОШ» Кемеровского района. Кемерово, 1998 год.
Слева направо: 1 — Заиченко Ирина Дмитриевна (учитель нач. классов), 2 — Отдушкина Ольга Михайловна (учитель нач. классов), 3 — Феоктистова Любовь Ивановна (учитель математики), 4 — Дьяченко Виталий Кузьмич, 5 — Носорев Виктор Николаевич (учитель истории), 6 — Никотина Зоя Александровна (директор школы), 7 — Рязанов Вячеслав Александрович (зам.директора по метод.работе)

Кемеровская область — г. Новокузнецк, г. Полысаево:

В.К. Дьяченко с педагогами в г. Новокузнецке, 1996 год.
Слева направо: 1 — ?, 2 — Ивлева Эмма Иосифовна (учитель нач. классов школы 17 г. Полысаево), 3, 4 — ?, 5 — Долгих Татьяна Захаровна (директор школы 17 г. Полысаево), 6 — Яловец Татьяна Владимировна (методист ИПК г. Новокузнецка), 7 — Рязанов Вячеслав Александрович (учитель русск. языка Березовской школы Кемеровского района), 8 — Дьяченко Виталий Кузьмич, 9 — Шинкоренко Любовь Николаевна (методист научно-методического центра управления образования г. Полысаево), 10 (во втором ряду) — Пермякова Вера Валериевна (учитель истории школы 17 г. Полысаево), 11 — ?

Тверская область:
«КСО завоевывает позиции. Размышления методиста»

Лагунова Людмила Ивановна об итогах II Всероссийской конференции в Красноярске «Роль коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» и состоянии КСОшных дел в Тверской области.
«Народное образование» (1999, №№ 7-8, с. 153-155)

Джезказганская область Республики Казахстан:

Организационно-деятельностная игра в Джезказгане (Казахстан), проведенная М.А. Мкртчяном

Павлодарская область Республики Казахстан:

Павлодарские КСОшники работали на организационно-деятельностной игре в Красноярске

Серёменко Н.П., г. Павлодар
История длиной в четверть века // Педагогикалык альманах. Павлодар, 2019. №4. С. 4-15.

Город Казань
Бариева Г.Р. Из жизни христианской школы г. Казани (с 1994 года) // Коллективный способ обучения. 2018. № 18. С. 90-95.

*********

Ленинград, Санкт-Петербург. Лангепас (Тюменская область)

Соколов А.С. Вальс с Энергией Сотворения, или Педагогика XXI века. Книга 1. Начала начал. СПб. : ТЕССА, 2006. (читать >>>>)
О первой встрече с «чудом» (силой диалогового взаимодействия).
О
том, как встреча с М.А. Мкртчяном перевернула питерское образование.
О поисках и вкладе В.В. Архиповой.
О своём п
ервом знакомстве с диалоговым способом обучения. Изложение лекции М.А. Мкртчяна в интерпретации А.С. Соколова «Основы теории Коллективного Способа Обучения». О своих выводах и идеях по развитию этих основ

Соколов А.С., г. Ленинград
Заметки об идее коллективного способа обучения

Архипова М.В. К истории невских страниц КСО (со с. 131)

Соловей П. Вторник — день любимый у некоторых студентов Кораблестроительного института. Почему? // Вечерний Ленинград. 1987. 26 мая. № 121 (18211).

Архипова В., Скепко О. Один без классов и уроков учились в средней школе № 6 6 марта 1991 года // Звезда Лангепаса. 1991. 19 марта. № 34 (762). С. 3.

Фильм «Коллективный способ обучения: ленинградский опыт». 1988 г.
Фильм создан при поддержке Октябрьской железной дороги, чье руководство поддерживало инновационную деятельность ленинградской группы КСОшников, которую возглавляла В.В. Архипова. Авторы: Архипова В.В, Соколов А.С.,
Смрчек В.Л. (1 час 22 мин)

Смотреть через плейлист на ютьюбе

1:25 — 3:26 — организационная основа классно-урочной системы и её сопоставление с естественной жизнью людей
3:50 — 7:00 — преимущества КСО, мнение преподавателей
7:50 — 9:05 — мнение родителя
10:40 — 12:00 — пример самой простой работы в паре при обучении грамоте (чтению)
12:00 — 13:10 — пример из вуза: один учит другого
15:10 — 19:25 — про Ривина рассказывает М.Д. Брейтерман (показан паспорт Ривина)
20:40 — 27:40 — виды методик коллективных занятий
36:05 — 38:25 — климат в коллективе, обучение кулинарии на коллективных занятиях
38:30 — 40.35 — пример обучения на много языковой основе
40:55 — 44:35 — место игры на коллективных занятиях, впечатления учеников о занятиях
44:30 — 45:35 — табло учета
45:30 — 47:40 — различия результатов обучения в одновозрастных и разновозрастных группах
49:20 — 55:04 — необходимость и варианты обучения диалогу
58:48 — 1:05:22 — мнения учителей о преимуществе коллективных занятий
1:09:00 — 1:10:30 — размещение пар в аудитории (опыт подсказывает, что рассаживать пары за «круглым столом» — так, как в фильме показано, не следует)
1:14:50 — 1:16:45 — опыт коллективных занятий в вузе
1:18:20 (и до конца) — резюме

Фильм «Учимся обучая. Открытый урок на телеэкране»
В телестудии собрались педагоги, методисты, психологи, чтобы обсудить учебное занятие по химии в 8 классе, на котором ученики работают в парах сменного состава. А в итоге получился серьезный разговор о важнейших вопросах практики школьного образования и о возможном пути их решения.
Фрагменты обсуждения в телестудии органично чередуются с кадрами учебного занятия.
Ведущая – лидер ленинградских КСОшников Валентина Васильевна Архипова. Ленинградская телестудия. 1989 год.
Фильм весьма своевременен и современен. Он ничуть не потерял своей актуальности.
К сожалению, качество изображения не самое лучшее, но звук замечательный.

Смотреть через плейлист на ютьюбе

Фильм о школе № 6 г. Лангепаса: коллективный способ обучения
Фильм о внедрении технологии коллективного способа обучения в экспериментальной школе № 6 г. Лангепаса (Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области).
Снят создан Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства (ныне это Академии постдипломного педагогического образования) в 1998 году.

Смотреть через плейлист на ютьюбе