История

История становления КСОдвижения
Становление коллективного способа обучения как общественно-исторического этапа развития сферы образования представляет собой единство двух видов процессов – естественно-стихийных и искусственно-организованных.
Здесь особое место занимает КСОдвижение (своеобразное педагогическое движение, включающее в себя деятельность большой группы учителей, методистов, учёных, организаторов обучения), чья деятельность задаёт смысл искусственно-техническому компоненту процесса становления коллективного способа обучения.
1. Читать подробнее об истории КСОдвижения >>>
2. Смотреть доклад М.А. Мкртчяна «Проблемы и принципы становления КСОдвижения» на II Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» 23 февраля 1999 года.

Газета "Университетская жизнь" 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 1)

Газета «Университетская жизнь» 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 1)

 

Газета "Университетская жизнь" 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 2)

Газета «Университетская жизнь» 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 2)

 

Расписание экспериментальной группы КГУ. Группа Ф-11. 1984 год

Расписание экспериментальной группы Красноярского государственного университета. Группа Ф-11. 1984 год

*********

oglavlenie_Talgenizm_1991ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения: дайджест прессы и литературы 20-80-х годов. Ленинград: ЭЛИАНА, 1991. 114 С.
Уникальная историческая книга содержит статьи А. Ривина, Э. Вихмана, М. Брейтермана, Ю. Азарова и других… и даже  доклад Н. Бухарина.
Скачать (56 Mb)

Фрагменты книги:
Коллективное обучение: история, современность, перспективы / сост. Г.М. Кусаинов, Т.М. Мажикеев. Алма-Ата, 1992. 176 с.
Скачать в DOC, в PDF (В текстах содержатся пунктуационные и орфографические ошибки (как в оригинале), которые чуть позже будут исправлены.)
Включены материалы, которых нет в сборнике «ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения…»:
Кусаинов Г.М.,Мажикеев Т.М. Введение (в основном о Ривине и «ривинском движении»).
Чаган З. «Дикий вуз».
Вихман З.А. История «дикого вуза»

*********

Отец Жирар

Жирар Жан-Батист — францисканский монах, швейцарский педагог, активно использовавший работу в парах
(фр. Jean-Baptiste Girard, 17 декабря 17656 марта 1850)
«Имя легендарного францисканца Отца Жирара из Швейцарии в отечественных книгах по истории педагогики, за исключением книги В.Ф. Одоевского (XIX век), не упоминается. Не упоминается оно и в педагогических словарях. Это еще одно подтверждение тому, что история пишется по заказу. То, что неудобно власти, из истории просто вычеркивается. Но имя Отца Жирара все-таки не удалось вычеркнуть окончательно. В кантоне Фрибург в Швейцарии ему поставлен памятник как Великому Соотечественнику. И сегодня желающие могут посетить его школу, побывать в его монашеской келье, узнать его биографию и биографии его знаменитых учеников. При этом вы ни слова не услышите о его методе, о более чем 1500 школах в Европе, организованных его последователями и уничтоженных по прямому указанию церкви, которая не успела сжечь Отца Жирара на костре как одну из последних жертв инквизиции…» (А.С. Соколов)

  • В самом начале фильма чуть-чуть об отце Жираре
    (Фильм «Парное обучение. Глобальная смена парадигмы образования».
    Автор Григорий Громыко, операторы Геннадий Глазунов, Владимир Лебединцев, звукоинженер Michael Graf. Germany, Heidelberg, 2002.)

*********

Александр Григорьевич Ривин

«Дикий вуз»

  • Корнин и опыт «Дикого вуза» (из книги: Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса: о переходе к коллективному способу обучения (КСО). Усть-Каменогорск: МП «Просвещенец», 1992. С. 10–20.)
  • «Дикий вуз» и проблема равных возможностей в получении образования (из книги: Дьяченко В.К. Реформирование школы и образовательные технологии: в 2 ч. Ч. 1. Красноярск-Новокузнецк, 1999. С. 27-44.)
  • Вихман З. История «дикого вуза» // Казахстанская правда. 1991, 4 декабря (№ 278). (Сокращенный вариант воспоминаний, полный вышел в 1992 году.)
  • Будут добавлены свидетельские статьи З. Чагана и З. Вихмана про «дикий вуз» (или смотрите их выше на этой странице в дайджестах прессы)

*********

Метод А.Г. Ривина

Статья Ривина «Содиалог как орудие ликбеза»
(единственная сохранившаяся работа автора)
(журнал «Революция и культура». 1930. № 15-16. С. 64-66.)

Брейтерман Михаил Давыдович, ученик Ривина, педагог, использовавший его идеи
Опыт использования метода А.Г. Ривина в середине XX века
(Брейтерман М.Д. Метод А.Г. Ривина // На путях к новой школе. 1994. № 1 (6). С. 14-21.)

Михаил Эпштейн, г. Санкт-Петербург
Метод Ривина: История развития идеи и практики применения

Соколов Александр Сергеевич (Санкт-Петербург):
О Ривине, теории и практике ТАЛГЕНИЗМА,  учениках и последователях
(читать >>>)

Соколов А.С. Вальс с Энергией Сотворения, или Педагогика XXI века. Книга 1. Начала начал. СПб. : ТЕССА, 2006. (читать >>>>)
Первое знакомство с диалоговым методом обучения. Основы теории Коллективного Способа Обучения. Дьяченко В.К., Мкртчян М.А., Архипова В.В. и др.

Круглый стол «Метод А.Г. Ривина и миссия В.К. Дьяченко»
15 мая 2015 г., Красноярск, III Всероссийские дидактические чтения В.К. Дьяченко

*********

Положение о лаборатории КСО в г. Красноярск-26 (1989 г.)

Положение о лаборатории КСО в г. Красноярск-26 с пометками М.А. Мкртчяна (1989 г.)

«Коллективный способ обучения»:
тема номера «Учительской газеты» (1999, № 22)

http://www.ug.ru/old/99.22/t8.htm

«КСО завоевывает позиции. Размышления методиста»
Лагунова Людмила Ивановна об итогах II Всероссийской конференции в Красноярске «Роль коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» и состоянии КСОшных дел в Тверской области.
«Народное образование» (1999, №№ 7-8, с. 153-155)

«Почти все современные достижения педагогики реакционны»
Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете» (2002, № 11)

Красноярский краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (1995-2008)
Вопрос об управлении инновационной деятельностью стал особо актуальным для системы образования в начале 90-х годов XX века, т.к. в этот период эта деятельность имела зачастую спонтанный характер, появившиеся модификации различных новшеств порой значительно отклонялись от концептуальных оснований. В связи с этим управлением образования администрации Красноярского края было предложено решить проблему поиска оптимального способа управления инновациями. В системе общего образования края был разработан механизм управления развитием практики образования – инновационные комплексы. Подробнее >>>.
Программа деятельности КИК от 1995 года >>>

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Проект Красноярского края по преобразованию малокомплектных и малочисленных сельских школ на основе идеологии КСО (2001-2008)
Утверждение, что исчерпаны резервы повышения качества образования в малочисленной школе собственно педагогическими средствами, верно в случае, если модернизация предполагает классно-урочную систему обучения как единственно возможную, т.е. осуществляется в педагогически неизменных условиях. Переход к системе обучения, отличной от классно-урочной, принципиально меняет постановку вопроса. Подробнее >>>

Как рождался «первый» опыт организации систематического обучения в разновозрастных коллективах в Красноярском крае. Подробнее >>>

Соколов А.С., г. Ленинград
Заметки об идее коллективного способа обучения

Громыко Г.О. Экскурс в историю обучения в парах