История

История становления КСОдвижения
Становление коллективного способа обучения как общественно-исторического этапа развития сферы образования представляет собой единство двух видов процессов – естественно-стихийных и искусственно-организованных.
Здесь особое место занимает КСОдвижение (своеобразное педагогическое движение, включающее в себя деятельность большой группы учителей, методистов, учёных, организаторов обучения), чья деятельность задаёт смысл искусственно-техническому компоненту процесса становления коллективного способа обучения.
1. Читать подробнее об истории КСОдвижения >>>
2. Смотреть доклад М.А. Мкртчяна «Проблемы и принципы становления КСОдвижения» на II Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогической технологии коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» 23 февраля 1999 года.

Газета "Университетская жизнь" 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 1)

Газета «Университетская жизнь» 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 1)

Газета "Университетская жизнь" 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 2)

Газета «Университетская жизнь» 17.12.1984. Спецвыпуск о переходе КГУ на КСО (сторона 2)

Расписание экспериментальной группы КГУ. Группа Ф-11. 1984 год

Расписание экспериментальной группы Красноярского государственного университета. Группа Ф-11. 1984 год

Соколов Александр Сергеевич (Санкт-Петербург):
О Ривине, теории и практике ТАЛГЕНИЗМА,  учениках и последователях (читать >>>)

Соколов Александр Сергеевич — сайт А.С. Соколова

Александр Григорьевич Ривин
Захаров К.П., параграф 4.3 в книге «Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). СПб: Древо жизни, 2012»

Положение о лаборатории КСО в г. Красноярск-26 (1989 г.)

Положение о лаборатории КСО в г. Красноярск-26 с пометками М.А. Мкртчяна (1989 г.)

Красноярский краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики на основе коллективных учебных занятий (1995-2008)
Вопрос об управлении инновационной деятельностью стал особо актуальным для системы образования в начале 90-х годов XX века, т.к. в этот период эта деятельность имела зачастую спонтанный характер, появившиеся модификации различных новшеств порой значительно отклонялись от концептуальных оснований. В связи с этим управлением образования администрации Красноярского края было предложено решить проблему поиска оптимального способа управления инновациями. В системе общего образования края был разработан механизм управления развитием практики образования – инновационные комплексы. Подробнее >>>.
Программа деятельности КИК от 1995 года >>>

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Варианты расписаний в 5-х классах краевого инновационного комплекса в 1994 году

Проект Красноярского края по преобразованию малокомплектных и малочисленных сельских школ на основе идеологии КСО (2001-2008)
Утверждение, что исчерпаны резервы повышения качества образования в малочисленной школе собственно педагогическими средствами, верно в случае, если модернизация предполагает классно-урочную систему обучения как единственно возможную, т.е. осуществляется в педагогически неизменных условиях. Переход к системе обучения, отличной от классно-урочной, принципиально меняет постановку вопроса. Подробнее >>>

Как рождался «первый» опыт организации систематического обучения в разновозрастных коллективах в Красноярском крае. Подробнее >>>

Тема номера «Учительской газеты» (1999, № 22)
«Коллективный способ обучения»
http://www.ug.ru/old/99.22/t8.htm

«КСО завоевывает позиции. Размышления методиста»
Лагунова Людмила Ивановна об итогах II Всероссийской конференции в Красноярске «Роль коллективного способа обучения в формировании новой образовательной практики» и состоянии КСОшных дел в Тверской области.
«Народное образование» (1999, №№ 7-8, с. 153-155)

«Почти все современные достижения педагогики реакционны»
Интервью В.К. Дьяченко «Учительской газете» (2002, № 11)

oglavlenie_Talgenizm_1991ТАЛГЕНИЗМ. Метод коллективного взаимообучения: дайджест прессы и литературы 20-80-х годов. Ленинград: ЭЛИАНА, 1991. 114 С.
Уникальная историческая книга содержит статьи А. Ривина, Э. Вихмана, М. Брейтермана, Ю. Азарова и других… и даже  доклад Н. Бухарина.
Скачать (56 Mb)

Михаил Эпштейн, г. Санкт-Петербург
Метод Ривина: История развития идеи и практики применения

Соколов А.С., г. Ленинград
Заметки об идее коллективного способа обучения

Громыко Г.О. Экскурс в историю обучения в парах

Отец Жирар и взаимное обучение
Захаров К.П., параграф 4.2 в книге «Андреев В.И. Талгенизм (таланты и гении). СПб: Древо жизни, 2012«