7 по 11 октября и 11-15 ноября 2019 года. Разработческие семинары «Дидактико-методические средства обучения на основе индивидуальных образовательных программ»
Письменные тезисы установочных докладов (включены и скорректированы доклады всех дней)
Опоры разработчикам и программа семинара
Образцы разработок по разным предметам
Остальные разработки будут добавлены позже после их обработки
25-29 ноября 2019 года. Разработческий семинар «Средства и способы экспертизы дидактико-методических материалов для обучения по индивидуальным образовательным программам»
Критерии анализа коллективных учебных занятий, вопросы при экспертизе коллективных учебных занятий, критерии анализа методических цепочек и дидактического материала, персональная раздатка участникам семинара с разными рекомендациям
_________________________
Алгоритмы: для изучающего тему индивидуально, для проверяющего тему, для передающего тему, для работы по методике взаимообмена заданиями (для учителя, для обучающего, для обучаемого)
_________________________
Полезные материалы с прошедших в 2018-2019 годах разработческих семинаров по математике и русскому языку:
Свойства и признаки параллелограмма
Неконтролирующие контрольные работы «Выражения с натуральными числами» и «Сокращение дробей»
_________________________
На каком языке говорить про организацию освоения содержания образования: языке «знаний и умений» или языке «действий»?
_________________________
Разные версии видео, представленного ниже по одной и той же теме, отличаются разной степенью детализации, акцентами, примерами, а также нюансами, которые разворачивались на основе вопросов участников семинаров.
Отличительные черты обучения предметам в классно-урочной системе и системе коллективного обучения по индивидуальным программам
1-я версия исполнения доклада (все черты представлены в одном ролике)
2-я версия доклада (каждый ролик посвящен отдельным признакам)
1 признак. В классно-урочной системе: «Всем ученикам на выполнение какого-либо шага даётся одинаковое время».
В системе коллективного обучения по ИОП: «Каждому ученику для выполнения какого-либо шага (даже если его содержание одинаковое у разных учеников) даётся разное времени».
2 признак. В классно-урочной системе: «Из-за невозможности обеспечить полное уяснение нового материала каждым учеником основным процессом освоения учебного материала является многократное выполнение разнообразных заданий».
В системе коллективного обучения по ИОП: «Ставка делается на полное уяснение нового материала. Отрабатывать имеет смысл только полностью уясненное».
3 признак. В классно-урочной системе: «Для разных тем отводится одинаковое время. Для одних и тех же этапов учебной работы отводится одинаковое время».
В системе коллективного обучения по ИОП: «Для каждой темы определяется своё время. Для однотипных шагов освоения тем задаётся своё (разное) время».
4 признак. В классно-урочной системе: «Переизбыток информации в учебнике в надежде на то, что что-то останется в головах учеников».
В системе коллективного обучения по ИОП: «Информация дозирована, без излишеств и отклонений».
***
Уяснение и отработка. Понятие о методической цепочке
1 версия исполнения доклада.
Уяснение и отработка. Дидактические этапы формирования знаний и умений на основе идей П.Я. Гальперина и И.И. Ильясова. Что такое методические цепочки для освоения нового материала
***
2 версия доклада (по частям):
1. Уяснение и отработка. Дидактические этапы формирования знаний и умений на основе идей выдающихся психологов П.Я. Гальперина и И.И. Ильясова
2. Как внешняя опора и речь «руководят» учебными действиями ученика
3. В каких случаях могут быть пропущены отдельные звенья методической цепочки?
4. Действия с материальными и материализованными объектами
(на примере обучения русскому языку)
***
3 версия доклада (по частям), сделанная на семинаре для экспертов дидактико-методических материалов
1. Уяснение и отработка. Роль опоры и речи на разных этапах формирования знаний и умений (наличие опоры и речи как основания для выделения этих этапов)
2. Нюансы различения уяснения и отработки
3. Особенности отработки. Варианты организации уяснения (учусь у другого, совместно изучаю, один изучаю)
***
Методические цепочки разных видов
1 версия (сделанная на первом семинаре)
Методическая цепочка типа «учусь – учу» для освоения нового материала
Методические цепочки типа «учусь – учу» (ОКОНЧАНИЕ) и «совместно изучаю – проверяю» для освоения нового материала
Особенности деятельности ученика в ситуации «один изучаю» новый материал.
+ (НАЧАЛО) Поэтапное изменение учебно-дидактических материалов и методических цепочек в соответствии с поэтапным усовершенствованием модели обучения по ИОП и приобретением учеником особых качеств
(ОКОНЧАНИЕ) Поэтапное изменение учебно-дидактических материалов и методических цепочек в соответствии с поэтапным усовершенствованием модели обучения по ИОП и приобретением учеником особых качеств
Специфика методических цепочек разных типов и отличия ситуаций «Учусь», «Один изучаю», «Совместно изучаю»
***
2 версия (сделанная на втором семинаре)
Методическая цепочка вида «учусь — … — учу»:
Специфика и организация начального этапа (уяснения) в цепочке «учусь — … — учу».
Организация этапа отработки нового материала в парах с опорой на материальные / материализованные объекты, модели, источники информации, осуществляемой во внешней речи (проговаривание, комментирование)
Методическая цепочка вида «учусь — … — учу»:
Дидактические средства ученика, когда он учит другого
Методическая цепочка вида «совместно изучаю — … — проверяю» в сравнении с МЦ других видов:
Общая характеристика методической цепочки вида «совместно изучаю — … — проверяю». Отличия начального этапа (уяснения) в методических цепочках «учусь — … — учу», «совместно изучаю — … — проверяю», «один изучаю — … — проверяю». Этапы отработки нового материала во всех этих цепочках в основном совпадают
***
Нюансы разработки методических цепочек разных видов
Чем отличаются друг от друга учебные ситуации: «воспринимаю на слух» и «читаю-изучаю письменный текст». Как это проявляется на разном устройстве дидактических материалов
Специфика формулирования учебных текстов для восприятия на слух и для письменного восприятия.
Схематизация как важнейший способ материализации действия.
Ситуация «учу другого» должна быть организована технологично (это видео с семинара для экспертов дидактико-методических материалов)
Как оформить задания для комментирования в паре на этапе отработки нового материала (первая версия вопроса)
Организация работы в паре на этапах отработки (вторая версия вопроса)
Что в деятельности ученика подлежит проверке на тех или иных звеньях методической цепочки? Кто и когда проверяет? Как этот процесс организуется? Какие средства помогают организовать?
(видеофрагмент с семинара для разработчиков дидактико-методических средств)
Что, кем и когда проверяется (видеофрагмент с семинара для экспертов дидактико-методических средств)
***
Методические цепочки в целостном учебном процессе по ИОП
«Дидактические качели» – два полюса в обеспечении качества деятельности: подробные внешние опоры и внутренние качества субъекта
1 версия (сделанная на первом семинаре)
1. Взаимосвязь методических цепочек, маршрутно-логических схем, технолого-методических карт и табло учёта. Учебные ситуации периодической долговременной отработки, контроля (НАЧАЛО)
2. Взаимосвязь методических цепочек, маршрутно-логических схем, технолого-методических карт и табло учёта. Учебные ситуации периодической долговременной отработки, контроля (ОКОНЧАНИЕ)
***
2 версия (сделанная на втором семинаре)
Как проявляются (отражаются) методические цепочки в маршрутно-логических схемах, технолого-методических картах и табло учёта
Организация долговременной отработки ранее освоенного материала, т.е. постоянная «тренировка мышц»
Оценка. За что и когда можно ставить оценку? Проверка. Чем контроль отличается от проверки? Контроль за образовательными результатами (начало, продолжение в последующем ролике)
Контроль за образовательными результатами (окончание, начало в предыдущем ролике).
Контроль за образовательным процессом
***
Целостность коллективного учебного процесса
Видеофрагмент с семинара для экспертов дидактико-методических средств:
Подготовка ученика к обучению другого. Необходимая степень готовности обучать другого. Усечение и пересечение методических цепочек в ходе учебного процесса по ИОП
***
1 версия, сделанная на первом семинаре разработчиков дидактико-методических средств
1. Целостная организация учебного процесса по индивидуальным образовательным программам: регулирование выбора ученика, с чего начать, варианты усечения и пересечения методических цепочек (НАЧАЛО)
2. Целостная организация учебного процесса по индивидуальным образовательным программам: варианты усечения и пересечения методических цепочек, распределение аудиторий по видам учебной работы, необходимость и действия дидакто-техника и дежурного учителя (ОКОНЧАНИЕ)
***
2 версия (сделанная на втором семинаре)
Целостность коллективного учебного процесса в аспекте деятельности учеников
Как переходить к следующему этапу отработки нового материала: выполнив всё или только часть?
Как организуется проверка выполненных учеником заданий? Кто проверяет? И когда?
Как понять и решить, может ли ученик перейти на следующий этап отработки темы (задачи). Место дидакто-техника.
Все ли этапы отработки нового материала необходимо пройти ученику или можно сразу после уяснения обучать (или проверять) другого?
Целостность коллективного учебного процесса в аспекте пересечения методических цепочек
Пересечение методических цепочек по разным темам на этапе уяснения. Пересечение методических цепочек на этапе отработки разных тем. Усечение методических цепочек: пропуск отдельных звеньев, сокращение цепочек за счет последних этапов отработки