Разновозрастный учебный коллектив

Очевидно, было бы ошибкой называть разновозрастной учебной группой несколько классов, находящихся в одном помещении, если учитель работает с каждым из них автономно, по очереди, обучая каждый класс своей программе. Если поставить между ними стену, ничего принципиально не изменится.

Презентация «Организация образовательного процесса в разновозрастном коллективе» >>>

В разработанном в научно-педагогической школе М.А. Мкртчяна варианте разновозрастного обучения учащиеся осваивают материал разным темпом и по своим последовательностям, используя способы и средства, адекватные индивидуальным особенностям. Разные классы объединяются в разновозрастную учебную группу как целостную единицу, связанную организационно и содержательно. Реализация индивидуальных планов деятельности достигается за счёт того, что на занятиях одновременно разворачиваются несколько учебных ситуаций: ведущее место занимают индивидуальная деятельность учащихся, работа в парах с учителями и другими учениками, а также в микрогруппах; фрагменты фронтального взаимодействия не исключаются, но переводятся в разряд вспомогательных. На занятиях используются раз­ные виды и приёмы одновозрастного и разновозрастного взаимодействия уча­щихся. У каждого ученика на занятии свой план деятельности, фиксирующий содержание, организационные формы, средства, последовательность работ.

Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных группах: мультимедийное учебное пособие / В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, А.Ю. Карпинский. – Красноярск, 2005. – 52 с.

Не классно-урочное обучение: модели, содержание образования, управление: сборник статей / ред.-сост. В.Б. Лебединцев, О.В. Запятая, Н.М. Горленко, Г.В. Клепец. – Красноярск, 2006. – 124 с.

Новые модели обучения в малочисленных сельских школах: методическое пособие [институциональные системы обучения на основе индивидуальных учебных маршрутов и индивидуальных образовательных программ учащихся] / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец; под ред. В.Б. Лебединцева. – Красноярск, 2010. – 152 с.

Карпинский А.Ю. Организация разновозрастного обучения вне классно-урочной школы // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 108-112.

Климанова Г.И., Чеберяк В.В. Становление системы разновозрастного обучения в малочисленной сельской школе // Методист. – 2009. – № 8. – C. 46-51.

Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные программы школьников // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 189-197.

Лебединцев В.Б., Кинстлер И.А. Деятельность педагога в разновозрастном учебном коллективе // Начальная школа. – 2011. – № 12. – C. 12-15.

Лебединцев В.Б., Кинстлер Т.А. Учебный процесс в разновозрастном коллективе // Начальная школа. – 2011. – № 4. – C. 3-7.

Лебединцев В.Б., Сорокина Т.А. Разновозрастная организация взаимообучения плюс погружение… // Школьные технологии. – 2006. – № 3. – С. 72-77.

Лебединцев В.Б., Рассохина Т.Г. Индивидуальные маршруты на коллективных учебных занятиях // Химия в школе. – 2012. – № 5. – С. 21-30.

Лебединцев В.Б., Тыквенко Н.В. Обучение географии по индивидуальным маршрутам // География в школе. – 2012. – № 6. – С. 30-36.

Мкртчян М., Лебединцев В. Разновозрастный учебный коллектив: учительско-ученическое самоуправление // Народное образование. – 2009. – № 2. – С. 218-227.

Суслина С.Н. Организация занятий по физической культуре в разновозрастной группе // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С. 77-84.

Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллектив в малочисленных сельских школах: технология обучения // Методист. – 2009. – № 7. – C. 56-60.

Лебединцев В.Б. Методика проектирования учебных занятий в разновозрастном коллективе // Школьные технологии. – 2008. – № 2. – С. 99-108.

Лебединцев В.Б. Модификация рабочей программы учебного предмета для разновозрастного коллектива // Школьные технологии. – 2007. – № 3. – С. 93-105.

Лебединцев В.Б. Разновозрастное обучение // Справочник заместителя директора школы. – 2010. – № 5. – С. 14-26.

Лебединцев В.Б. Организация образовательного процесса в разновозрастном учебном коллективе (примерное положение об образовательном процессе в разновозрастном учебном коллективе) // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 10. – С. 35-40.

Лебединцев В.Б. Разновозрастный учебный коллективов: нормативно-правовые основы деятельности // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 161-169.

Всё это получило обобщение и «очищение» в книге:
Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе: монография / В.Б. Лебединцев, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. М.: Сентябрь, 2013. 240 с.
С аннотацией и оглавлением можно познакомиться здесь >>>, а с фрагментом книги — здесь >>>.

Слово «разновозрастный» в данном случае указывает на масштаб изучаемой программы. Каждый ученик, насколько это возможно, с максимальной свободой – в различной последовательности, в разные промежутки времени, с разными сво­ими товарищами, в том числе и разными по возрасту, – продвигается по программе предметной области, суммарный объём которой соответствует содержанию, осваиваемому в классно-урочной системе на протяжении нескольких классов, т.е. нескольких (разных) лет обучения. В какой-либо момент времени разные учащиеся изучают отличающиеся фрагменты курса, и по окончании учебного года объём и наполнение освоенного содержания у учащихся неодинаковы.

В основе разновозрастного учебного коллектива лежат коллективные учебные занятия – тип учебного процесса, который обеспечивает открытую, гибкую, адаптивную, личностно ориентированную образовательную среду.

(М.А. Мкртчян всё многообразие учебных занятий делит на три типа: индивидуальные, групповые и коллективные. По данной типологии, разновидностью групповых занятий является урок. См.: Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. – 2011. № 2. С. 65-72.)

Коллективные учебные занятия характеризуются тремя сущностными признаками:

– обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время, т.е. один из признаков – отсутствие общего фронта;

– разные ученики осваивают общее содержание курса по различным (неодинаковым) последовательностям;

– создаются временные кооперации учащихся как места пересечения их учебных маршрутов – непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной цели. На занятии, как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся темами, формами, методами работы, численностью учащихся.

Специфика коллективных учебных занятий ярко прослеживается при их сопоставлении с уроками, являющимися разновидностью групповых учебных занятий. Если охарактеризовать урок на языке этапов, то получаем линейную последовательность дидактических задач в отношении всего класса. На коллективном учебном занятии такой линейной последовательности задач в отношении всего коллектива не прослеживается: здесь редки ситуации одновременного начала и окончания выполнения учениками своих разных задач. Коллективное учебное занятие представляет собой систему многочисленных этапов, одновременно существующих по отношению к отдельным учащимся или их группам.

В таком открытом учебном объединении есть место любому ребёнку для продуктивного обучения – любого возраста и уровня. Например, ребёнок, ещё не учившийся в школе, может приступить к систематическому обучению в любое время учебного года. И такие случаи в нашей практике не единичны.

В разновозрастном учебном коллективе гармонично сочетаются одновозрастные и разновозрастные взаимодействия учащихся. Для выполнения одних фрагментов индивидуальной программы ученик включается во временные учебные кооперации со сверстниками, а для выполнения других фрагментов – с учащимися иных возрастов.

По статье:
Лебединцев В.Б. Новые образовательные технологии в малокомплектных сельских школах: заделы и перспективы // Дополнительное профессиональное образование Красноярского края: диалог традиций и новаций: сб. науч.-метод. материалов. Красноярск, 2010. С. 109-116.

Примечание:

1. Способ организации разновозрастной учебной группы существенно зависит от того, какой тип учебных занятий лежит в основе её функционирования: групповые учебные занятия или коллективные. Это обстоятельство позволило В.Б. Лебединцеву среди разновозрастных групп выделить «разновозрастный класс» и «разновозрастный учебный коллектив»:

  • в «разновозрастном классе» организуются групповые учебные занятия;
  • в «разновозрастном учебном коллективе» организуются коллективные учебные занятия.

Разновозрастный класс.
В разновозрастном классе организуются групповые учебные занятия, поэтому дидактические задачи являются общими для всего класса как обобщённого ученика. Кроме общеклассной работы, учащиеся могут разбиваться на микрогруппы (мини-классы). Но взаимодействие «учитель – малая группа (мини-класс)» по существу не отличается от взаимодействия «учитель – разновозрастный класс», оно также является разновидностью группового обучения.

Конечно, ситуации взаимодействия учащихся разных возрастов предоставляют богатейшие социально-психологические возможности для развития детей (см. работы Л.В. Байбородовой).
Однако однотемные занятия (учащиеся разных возрастных параллелей работают на уроке по одной теме) и разнотемные занятия на основе единого вида учебно-познавательной деятельности учащихся (например, практические работы) ограничивают возможности для индивидуализации обучения из-за единой последовательности, способа и темпа изучения программы. В условиях групповых учебных занятий можно лишь использовать индивидуализированные средства обучения и оказывать индивидуальную педагогическую помощь.

2. Паспортный, биологический возраст учащихся не является определяющей характеристикой разновозрастного коллектива, здесь слово «разновозрастный» указывает прежде всего на масштаб изучаемой программы: её суммарный объём соответствует содержанию, осваиваемому в классно-урочной системе на протяжении нескольких классов, т.е. нескольких (разных) лет обучения. («Возраст программы» – существенная характеристика класса. Неслучайно бытует выражение: «Класс осваивает программу определенного года обучения».)

Подчеркнём, что биологический возраст, объединение учащихся разных классов (лет обучения) в разновозрастную группу не рассматривается как самоценность. По индивидуальным образовательным программам возможно обучать детей одного возраста. Но при условии, если будут убраны ограничения в содержании программы курса, сдерживающие индивидуальный темп, а именно: членение программы на обязательные для всех годичные блоки. Обеспечение индивидуальных темпов освоения учебного предмета приводит к тому, что учащиеся одного биологического (паспортного) возраста, находясь в одном коллективе, начинают изучать содержание «не своих возрастов». (По сути, такую учебную группу можно рассматривать как разновозрастную.)

Но в таком случае целесообразно изначально создавать учебные коллективы, включающие учеников разных возрастов. Это в свою очередь позволяет обогатить учебно-воспитательный процесс межвозрастными взаимоотношениями учащихся.