Масштабы отсутствия общего фронта

Общий фронт – ситуация, когда все члены учебной группы в каждый конкретный момент времени делают одно и то же, одним и тем же способом, одними и теми же средствами, за одно и то же отведённое на это время.

Отсутствие общего фронта является не только признаком, но и одним из принципов организации коллективных учебных занятий. Реализовать этот принцип становится возможным за счёт использования коллективной организационной формы обучения (общения в парах сменного состава) в качестве ведущей.

Для планирования, организации и анализа коллективных учебных занятий целесообразно ввести понятие масштаба отсутствия общего фронта, который определяется объёмом фрагмента учебной программы и временем, отведённым на его изучение.

Можно выделить следующие уровни отсутствия общего фронта:

Нулевой уровень – абсолютный общий фронт. В каждый конкретный момент времени все члены учебной группы делают одно и то же.

Первый уровень – в течение одного урока все члены группы изучают одну и ту же тему, однако в ходе изучения этой темы в рамках урока позволительны разнообразные виды работ. Важно, чтобы к концу урока все усвоили данную тему и были готовы вместе перейти к следующей теме.

Второй уровень – отсутствие общего фронта при изучении конкретного раздела. Общим для всех учащихся является раздел программы и время, отведённое на его изучение.

Третий уровень – отсутствие общего фронта в течение учебной четверти. Общим для всех является содержание обучения в этой четверти.

Четвёртый уровень – отсутствие общего фронта в пределах годовой программы учебного предмета.

Пятый уровень – отсутствие общего фронта в пределах программы учебного предмета. Общими для всех членов учебной группы являются программа учебного предмета и время, отведённое на изучение этого предмета.

Шестой уровень – содержание образования по всем предметам и время, отведённое на изучение всех этих предметов (например, программа начальной школы в течение четырёх лет), являются общими для всех членов группы. Общий фронт отсутствует в пределах этой программы и в течение всего этого времени.

Использовано: Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография. Красноярск, 2010. 228 с. С. 40-42.