Классно-предметная система обучения

Разные институциональные системы обучения различаются следующими основными характеристиками:

  • тип учебной группы (как социальная организованность учащихся),
  • тип учебных занятий (как форма организации учебного процесса),
  • тип содержания образования (конкретные виды деятельности, например, ремесло; научное знание; методы и средства получения новых знаний, преобразования явлений природы и общества; и др.) и форма его организации (с одной стороны, предметная, метапредметная, комплексная и т.п., а с другой – линейная или разветвлённая).

Классно-урочная система обучения представляет собой единство трех элементов (класс, урок, предмет): каждый из них не может существовать без других.

Классно-предметная система обучения (данный термин возник в КСО-движении) является своеобразным промежуточным этапом между традиционной классно-урочной системой обучения и неклассной и неурочной системой.

В классно-предметной системе обучения (КПСО) сохраняются (сущностно, а не своими частностями) классы и учебные предметы, но в отличие от классно-урочно-предметной системы здесь исчезает урок. На смену уроку приходит другая форма организации учебного процесса – коллективные учебные занятия.

Урок предназначен для того, чтобы все ученики класса занимались в данный момент только одной темой: один для всех маршрут, одно время, один способ и т.д. Говорить в такой ситуации о включённости, об индивидуальном подходе не имеет смысла. Переход от урока к коллективным учебным занятиям позволяет разным учащимся класса изучать в одно и то же время разные темы за разное время и разными способами, создавать для каждого ученика свою индивидуальную образовательную программу.

Поскольку в КПСО сохраняется учебный класс как основная структурная единица, следовательно, сохраняется содержание годовой образовательной программы, которую учащиеся данного класса осваивают в течение года. Как следствие, сохраняется перевод учащихся из класса в класс, контрольное тестирование в конце года и т.д.

Для КПСО, базирующейся на отсутствии общего фронта, общепринятый линейный способ построения учебного материала не годится. Понятно, что, сохраняя общий объём образовательной программы, приходится переосмыслить структуру самой программы, порядок освоения тем, совершить реструктуризацию годовой программы – реализовать нелинейный подход к построению образовательных программ, а именно: тематические блоки должны быть независимы между собой с точки зрения порядка изучения материала. Более того, отдельные темы, раскрывающие содержание тематического блока, также должны изучаться в любом порядке. Только такой (нелинейный) подход к структурированию образовательных программ позволяет создать условия для разных последовательностей изучения программного материала.

Как следствие, приходится разрабатывать новые формы дидактического материала, новые варианты расписания занятий (расписание с погружением в учебный предмет), новые методики организации взаимодействия участников образовательного процесса и т.д.

Классно-предметная система обучения представляет собой (новую) институциональную модель обучения, поскольку охватывает все сферы школьной жизни: структурные подразделения, учебный процесс, управление, образовательные программы и т.д.

В КПСО класс сущностно сохраняется (т.е. сохраняются его основные характеристики: стабильный состав, одновозрастность, одинаковая для всех годовая программа по предмету, перевод из класса в класс и т.д.), но, что касается норм жизнедеятельности, коммуникации, способов деятельности, методик преподавания, расписания и т.д., то здесь уже происходят необратимые изменения.

***

При всех количественных и качественных изменениях, которые произошли за последнее время, учебный предмет не претерпел сущностных, принципиальных изменений. Безусловно, «косметический ремонт» этого компонента во всех педагогических системах произошел внушительный, но по-прежнему в подавляющем числе образовательных учреждений осваиваются знания, умения и навыки, оформленные в учебные предметы. И, видимо, ещё очень долгое время учебные предметы (физика, химия, математика, история и т.д.) останутся основной формой организации содержания образования.

Но уже сейчас учебные предметы испытывают чувствительные удары со стороны нового, методологического наполнения содержания образования: универсальные способы мыследеятельности, общие умения коммуникации, навыки коллективной деятельности, нормирование со-бытийной жизнедеятельности и т.д. Более того, разрабатываются дидактические средства, при помощи которых будет осваиваться новое содержание образования.

***

Использованы материалы книг:
Карпович Д. И.
Модели организации классно-предметного обучения в городских и сельских школах: методическое пособие. Красноярск: КК ИПК, 2014. 68 с.
Карпович Д.И. Бондаренко Л.В. Практика становления классно-предметной системы обучения. Красноярск, 2005. 151 с.