Круглые столы на конференции по дидактике

24.01.2013
На прошедшей V Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: эффективные средства обучения» живой интерес вызвали круглые столы, организованные и проведённые КСОшниками.

Приёмы и средства формирования умения самоконтроля

Как формировать умения самоконтроля в учебном процессе? Какими средствами? Эти вопросы волнуют и учителей школ, и преподавателей ССУЗов и ВУЗов, и педагогов ДО, и специалистов управлений образования.
Участники круглого стола активно включились в обсуждение вопросов: понятие самоконтроля, виды самоконтроля и этапы формирования самоконтроля. Педагоги поделились своим опытом формирования умения самоконтроля у обучающихся. При обсуждении удалось выделить средства, помогающие формированию умения самоконтроля.
Обсуждающие пришли к выводу, что проблема формирования умения самоконтроля у школьников в учебном процессе требует дальнейшего исследования и разработок методов формирования данного умения.
Клепец Г.В.

Для тех, кому за 60: анализ педагогического пути

В жизни каждого педагога наступает момент, когда официально его объявляют пенсионером. Это период, когда появляется та доля социальной и профессиональной свободы, благодаря которой хочется сделать что-то иначе. Это период рефлексивной остановки и оборачивания на пройденный профессиональный путь.
В качестве способа проведения рефлексии была предложена схема реконструктивного переосмысления, автором которой является Манук Ашотович Мкртчян (схема изложена в сборнике «Антология схем» серии «Развитие образования: методология, теория и практика управления» за 2008 год).
Интересным явилось то, что, восстанавливая пройденный путь, необходимость и смысл осуществленной деятельности, на этапе её переосмысления мы начинаем понимать, чем она была для нас значима, тем самым придавая ей в дальнейшем новый смысл.
Участники круглого стола, обсуждая наиболее значимые вехи своей профессиональной деятельности, обозначили как важную характеристику то, что образование  Красноярского края никогда не шло вслед за другими, а развивалось своим уникальным путем. Это давало совершенно особый творческий дух Красноярским проектам и их участникам.
Катыщук С.М.

Образовательная программа как проект процесса достижения образовательного результата (в соответствии с ФГОС)

На круглый стол собралось около 40 человек. Участниками были актуализированы острые вопросы по теме. Во-первых, основные образовательные программы, составленные в соответствии с новым ФГОС (а точнее – скопированные с достаточно «размытых» материалов, предоставленных их идеологами), не отражают специфики конкретных школ, как «двое из ларца одинаковых с лица». Во-вторых, они не являются работающими, задающими процесс (т.е. систему ситуаций, представленную в динамике) достижения образовательных результатов, потому и предназначены «пылиться в столе». Почему? Руководители и педагоги школ снова попали в формально-административно ловушки, когда проверяющие разных рангов выдают какие-либо рекомендации или наукообразные измышления за жесткие требования стандарта, например, фразу стандарта «Программы учебных предметов должны содержать… » трактуют как «Программы учебных предметов должны иметь следующую структуру…». (Подчеркнём, что в стандарте сформулированы требования к содержимому подпрограмм, а не к последовательности их изложения! Какие в ней будут таблицы – дело самой школы, результат мышления ее коллектива!) Тем самым появился еще один административный способ вытравить живое мышление из школы. Но чтобы образовательная программа стала по-настоящему «рабочей», процессуальной, необходимо в коллективах школ запускать и поддерживать коллективное мышление. Некоторые рекомендации для этого уже появились (см., в частности, статью: Лебединцев В.Б. Разработка образовательной программы: проектирование процесса достижения результата // Народное образование. 2012. № 7). К сожалению, для обсуждения этого вопроса времени на круглом столе не хватило… Еще бы часа полтора!
Лебединцев В.Б., Минова М.В.

Схематизация как средство достижения метапредметных результатов обучения

На круглом столе работало 17 человек. Основное внимание было уделено обсуждению тем «Роль схематизации в формировании познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД» и «Формализация и символьное изображение текста, как необходимое составляющее умения для освоения схематизации».
Одним из наиболее заинтересовавших вопросов, поднимавшихся, на круглом столе, был технологический аспект формирования метапредметных результатов обучения, а именно – умения схематизировать. Сегодня у педагогов есть некоторые представления о том, что схематизация является важнейшим из базовых умений, необходимых ученику для эффективного самостоятельного изучения учебного материала. Однако, большинство учителей не имеют представления о содержании процесса обучения схематизации.
Большой интерес участников круглого стола, а это главным образом были представители дидактических направлений – индивидуально-ориентированной системы обучения и коллективного способа обучения, вызвала идея, что умение схематизировать состоит из микроумений, без сформированности которых обучить ребенка схематизации довольно проблематично.
Иволгина Л.И., Захарова Т.М.

Возможности использования современных образовательных технологий в массовом образовании

Обсуждения шли в рамках выступления  о понятии педагогической технологии зав. кафедрой педагогических технологий Ярославского госпедуниверситета д.п.н. Л.В. Байбородовой, которые вызвали большой интерес и активные обсуждения за пределами круглого стола.  Понятие технологии связывалось у участников с четким представлением результата деятельности и выделением определенных шагов (аспектов, элементов деятельности или алгоритма), приводящих к этим результатам. Возможно, в связи с тем, что костяк участников (всего было 42 чел.) составили представители пилотных методических служб различных территорий края, возможность использования технологий в массовом образовании была связана с проблемой технологичности в деятельности методических служб и наличием четко выраженной управленческой позиции в этом вопросе.
Как сделать работу методиста ориентированной на гарантированный результат? Что должен знать и уметь методист по каждой из эффективных технологий? Какой уровень владения технологии или ее элементами позволяет методисту использовать свои знания как средство реальной помощи педагогу? В чем инвариант в его образовательной подготовке в условиях введения новых стандартов? Эти и другие вопросы явились началом обсуждений, которые, как договорились участники, лягут в основу создания новых моделей муниципальных методических служб.
В активных обсуждениях приняли участие: Куропаткина С. М., завуч сош № 17 г.  Ачинска; Нефедова Г.М., начальник информационно-методического отдела г. Ачинска; Панов А.П., начальник управления образования г. Канска ; Попова В.А., методист цента организационно-методического обеспечения; Рева Е. Ю., методист городского управления образования г. Канска.
И.Г. Литвинская

Основные дидактические средства школьного образования тундровиков

Из мирового стада в 1,8 млн. домашних северных оленей, 2\3 оленей на территории Ямала и западного Таймыра.
Вместе с кочующими ненцами Ямала, приенисейские ненцы владеют самым большим в мире стадом северных оленей.
Ненцы самый многочисленный народ в мире, живущий за счёт крупностадного оленеводства.
Ненцы создали и развивают кочевую цивилизацию, основанную на крупностадном оленеводстве. Ненецкая кочевая цивилизация более 400 лет сосуществует с русской оседлой цивилизацией.
Между цивилизациями есть переходы и ненцы-тундровики их освоили. Взрослые ненцы способны жить то в одной, то в другой цивилизации.
Дидактика группового способа обучения в её предметно-классно-урочно-интернатном устройстве не отвечает ни нуждам ни нуждам ненецкого мира, ни общим потребностям  успешного сосуществования русской оседлой и ненецкой кочевой цивилизаций.  А другого  — непредметно-неклассно-неурочно-неинтернатного устройства – для кочующих ненцев у дидактики группового способа обучения нет.
Дидактика коллективного способа обучения полагает, что основными средствами обучения являются люди, взаимообучающие друг друга.
В таком подходе перспективы переустройства школьного обучения тундровиков задаются не количеством и качеством педагогов, а просто количеством людей на западном Таймыре.
Для целей школьного обучения 1000 с небольшим детей-тундровиков западного Таймыра, людских ресурсов ненецкого и русского мира (включая самих детей-тундровиков) – переизбыток.
В КСО-шном подходе к организации школьного обучения каждый ребенок-тундровик целенаправленно и планово движется по своему ясному  учебному маршруту, встречаясь в сводных группах с другими, для того чтобы учиться у них и учить их.
Семейная община ненцев – главный, центральный, основной образовательно-трудовой коллектив ребенка-тундровика. Это его постоянный отряд, постоянная учебная группа.
Семейная община поддерживает  отношения с ненецким образовательным центром по поводу школьного обучения своих детей.
Ненецкий образовательный центр организует круглогодичную карусель коллективных учебных занятий на путях аргишей, в стойбищах, факториях, посёлках, Дудинке, Носке, Тухарде, Красноярске, Салехарде.
Олени и оленные люди идут. Школьное обучение не прекращается. Иногда часть детей общины улетает в Дудинку или Красноярск, для решения особых личных образовательных задач, но вскоре возвращаются в стойбище и включаются в повседневность.
Дидактика коллективного способа обучения позволяет неоднократно  свободно прекращать своё школьное обучение и неоднократно свободно возобновлять его. Жить в тундре и осваивать программы профессионального образования, независимо от возраста.
Участники круглого стола интенсивно обсуждали основной вопрос –  подойдёт ли дидактика коллективного способа обучения  ненецкому миру, логике воспроизводства крупностадного оленеводства и потребностям тундровиков.
Активное участие в обсуждении темы круглого стола приняли: Вэнго Вячеслав Хольмович, советник Главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по вопросам коренных малочисленных народов Севера; Дюкарев Григорий Иванович, вице-президент ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра; Крутень Олеся Александровна, главный специалист Министерства образования и науки Красноярского края; Кабатова Светлана Васильевна, заведующая учебной частью Дудинской средней общеобразовательной школы №1; Лебедева Татьяна Ивановна, заместитель начальника управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Минов В.А.