Концепция развития школьного воспитания

Только что в ведущих педагогических журналах — «Народное образование» и «Педагогика» — опубликована наша Концепция развития школьного воспитания:
Ключевые идеи нашей концепции развития школьного воспитания:
  • Учебные занятия занимают в школьном воспитании первое место.
  • Обучение и воспитание являются неслиянными и нераздельными.
  • Учительский коллектив (а не автономный педагог) есть главный субъект воспитания.
  • Предмет воспитания – действия, связи, отношения между людьми, возникающие внутри коллективов.
  • Типы соотношений индивидуального и социального: «строй», одиночество среди других, коллектив.
  • Школа играет особую роль в воспитании сельских сообществ и каждого человека, обеспечении их выживания и благополучия – играет в контексте понятий «родина», «отечество», «труд».
  • Жизнеспособность и самоопределение учительских коллективов, идеологические и стратегические ориентиры деятельности сельских сообществ – непременные условия развития школьного обучения и воспитания.
Концепция развития школьного воспитания отвечает на вопросы: как организовать жизнь школьного сообщества, чтобы у каждого ребенка и у нового поколения местного сообщества получалось с успехом «грызть гранит науки», хорошо себя вести среди людей и своими добрыми делами преобразовывать окружающую среду к лучшему – чтобы получалось у каждого и у всех вместе.
Следует удерживать в педагогическом сознании, что обучение, воспитание и управление есть аспекты (облики) одной сущности – способа организации совместности и взаимодействия в школьном сообществе. Какой способ взаимодействия – такое обучение и воспитание. Невозможно хорошее воспитание при плохом обучении; невозможно хорошее обучение при плохом воспитании.
———
Коллективное взаимодействие, коллективный образ жизни детей и взрослых в детских садах и школах открыли для его участников подлинный мир воспитания! Тем самым, в 18 сельских районах края появилась техническая возможность верно поставить и решать вопрос надлежащего воспитания нового поколения сибирских сельских детей.
Концепция развития школьного воспитания получилась необычная для заштампованных чиновников, патриотичная (но без ура-патриотизма), неожиданная для либерал-революционеров, упрямая и дерзкая для успокоившихся ученых советов и прямо в пах Дяде Сэму.
Понимаем, что деятель образования, не думающий в лад с Антоном Семеновичем Макаренко и Александром Григорьевичем Ривиным, ничего в ней не поймет.
———
Это концептуальное видение развития школьного воспитания 18 сельских районов края и лидерской группы КСОшников. Мы так видим свои обстоятельства, свои перспективы и свои действия в части развития школьного воспитания. Не чужое видение ситуации и необходимых действий, а своё! Концепцию деятельности, а на ее основе и программу деятельности создает тот субъект, который ее реализует — это наш КСОшный принцип (длинною в 40 лет нашей жизни).  Поэтому к нашей Концепции может присоединиться любой субъект, если он воспринимает ее как свою и она является средством его деятельности.